Статьи
04.02.2013

Авиапроблема: региональные перевозки в ступоре

Авиапроблема: региональные перевозки в ступореПроблема загруженности московских аэропортов существует уже давно. Вместе с тем, крупные авиакомпании заявляют о том, что пассажиропоток постоянно увеличивается. Поэтому необходимость разгрузки московского авиаузла становится все более актуальной. Развитие региональных аэропортов могло бы снизить пассажиропоток в Москву. Однако эксперты утверждают, что хотя на федеральном уровне и разработана программа финансирования региональных перевозок, денег на ее воплощение не выделяется.

По результатам работы за 2012 год московские аэропорты перевезли 64 млн человек. Рост пассажиропотока в прошлом году в «Домодедово» составил 9,6%, а в «Шереметьево» и «Внуково» 16%. Об этом сообщают пресс-службы аэропортов.

«Сейчас большую часть всего пассажирского трафика в России обеспечивают аэропорты московского авиационного узла. Это следствие специфического спроса, который сложился исторически. Сегодня основное направление для перелетов — из регионов в Москву», — рассказал представитель компании «Уральские авиалинии».

«Пробки» в зонах паспортного контроля и личного досмотра стали появляться в московских аэропортах все чаще. Они с трудом справляются с наплывом желающих улететь. Но по словам экспертов, власти не торопятся решать эту проблему.

В 2013 году Министерство транспорта решило не вкладывать деньги в развитие региональных аэропортов. Об этом заявил на пресс-конференции генеральный директор ЗАО УК «Аэропорты регионов» Евгений Чудновский.

«Московские аэропорты очень загружены. Чтобы их разгрузить, нужно поднять региональные аэропорты. В Екатеринбурге субсидирование перелетов региональной авиации в 2012 году сработало неэффективно. В этом году Минтранс и Росавиация не смогли, видимо, убедить Минфин выделить для этого деньги. Программу субсидирования региональных аэропортов в этом году можно назвать «мертворожденным ребенком», — рассказал Евгений Чудновский.

Также он отметил, что в 2013 году было постановление правительства о субсидировании региональных аэропортов в Приволжском федеральном округе. Размер федеральных субсидий составил 600 млн руб.

«Это пилотная программа. Если она оправдает себя в Приволжском регионе, то она заработает и в других. Аэропорты — это бизнес, им выгодна загруженность. Но авиакомпаниям пока выгодно летать через Москву. Там пассажиропоток в разы превышает региональный», — заявил Евгений Чудновкий.

Однако представители авиакомпаний признают, что ресурсы столичного авиаузла почти исчерпаны. Поэтому не дожидаясь, когда заработают правительственные программы, авиакомпании самостоятельно пытаются организовывать региональные рейсы.

«Сегодня уже назрела необходимость разгружать московские аэропорты. Ситуация сейчас в России такова, что в большинство регионов нельзя улететь, минуя столицу. Без развития рейсов «point to point» будет очень тяжело. Развитие региональных аэропортов требует поддержки и местных, и федеральных властей. Такие проекты существуют, и мы в том числе ведем эту работу. В 2012 году у нас было всего 260 рейсов по России, из них 100 — региональные», — заявил старший вице-президент по коммерческой деятельности пассажирский компании «Ютэйр» Денис Шкабара.

В компании «Уральские авиалинии» также признают необходимость разгрузки московских аэропортов. Представитель компании рассказал, что уже сейчас «Уральские авиалинии» активно содействуют развитию прямых регулярных рейсов между областными центрами. Например, в настоящее время авиакомпания выполняет рейсы Екатеринбург—Новосибирск, Екатеринбург—Хабаровск, Хабаровск—Санкт-Петербург, Екатеринбург—Иркутск, Иркутск—Петропавловск-Камчатский. Более того, авиакомпания активно развивает полеты из региональных аэропортов за рубеж и СНГ, тем самым также способствуя уменьшению трафика через Москву.

Однако в авиакомпании обеспокоены тем, что региональные перевозки могут быть неоправданно дорогими.

«К сожалению, пока трудно говорить о перспективе межрегиональных рейсов — динамика пассажиропотока даже между областными центрами не всегда позволяет сделать рейсы рентабельными», — заявил представитель «Уральских авиалиний».

Исполнительный директор ОАО «Аэропорт Кольцово» Алексей Пискунов отмечает, что из-за того, что авиакомпании не хотят рисковать, прямые регулярные рейсы между областными центрами осуществляются не так часто, как хотелось бы. К примеру, в Москву самолеты вылетают каждый час. К тому же многие компании просто не выдерживают ценовой конкуренции.

Так, с декабря 2010 года на Урале появилась компания Dexter, которая предлагала услуги регионального авиатакси из Екатеринбурга в Магнитогорск, Тюмень, Пермь и Курган, но в феврале 2011 года регулярные рейсы были отменены. Возможными причинами стали: сложность при организации межрегионального авиасообщения — высокая себестоимость перевозок (в том числе стоимость авиационного топлива, тарифы на наземное обслуживание, расходы на лизинг воздушных судов), а также жесткая ценовая конкуренция с другими видами транспорта.

Некоторые компании осуществляют региональные перевозки при поддержке аэропортов. Например, в июне 2010 года стартовала совместная программа развития региональных перевозок аэропорта «Кольцово» и компании «РусЛайн». В результате были открыты рейсы по 5 новым направлениям и увеличилась частотность по 4 другим маршрутам, а в расписании Кольцово дополнительно появился 21 рейс в неделю.

Как рассказали в пресс-службе аэропорта «Кольцово», первоначально эти рейсы не были рентабельны. Они субсидировались аэропортом для того, чтобы поддерживать стоимость перелетов на привлекательном уровне. Это содействовало увеличению их заполняемости. Сейчас загрузка этих самолетов в среднем составляет 50%, а по некоторым направлениям достигает 70%, так что теперь эти рейсы уже можно считать окупаемыми.

По словам Дениса Шкабары, региональные перевозки требуют серьезной государственной поддержки. Подвижки в эту сторону есть, но механизм финансирования пока не продуман.

Эксперты считают, что если власти не будут осуществлять финансирование региональных аэропортов, то уже в ближайшее время придется столкнуться с проблемой нехватки ресурса московского авиаузла. Только системный подход может помочь загруженным до отказа Московским аэропортам и дать возможность развиваться региональной авиации и всей отрасли в целом.

Татьяна Юстус
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
16.07.2013 В Кольцово запустили новые рейсы в 14 городов России

УрБК, Екатеринбург, 16.07.2013. В екатеринбургском аэропорту Кольцово запустили 15 региональных маршрутов. 82 ...

30.04.2013 В Кольцово увеличивается частота региональных рейсов

УрБК, Екатеринбург, 30.04.2013. С 13 мая 2013 года увеличится частота рейсов по основным региональным направлениям из ...

05.02.2013 Разгрузить столицу: авиасообщение между регионами хромает

Проблема загруженности московских аэропортов существует уже давно. Вместе с тем, крупные авиакомпании заявляют о том, ...

01.02.2013 Авиакомпания «Ютэйр»: разгрузить московские аэропорты в ближайшее время не удастся

УрБК, Екатеринбург, 01.02.2013. Разгрузить московские аэропорты в ближайшее время не удастся. Об этом в ходе ...

28.01.2010 Генеральный директор ОАО «Аэропорт Кольцово» Евгений Чудновский: Созданию хаба препятствует неразвитость рынка региональных перевозок

УрБК, Екатеринбург, 28.01.2010. «Создание хаба — это реальная стратегия и практика зарубежных аэропортов. С учетом ...