Статьи
23.01.2013

Рискованный формат: в Екатеринбурге появился магазин без витрин и продавцов

В Екатеринбурге открылся новосибирский магазин бытовой техники и электроники «Терминал.ру». Его принципиальное отличие от обычных торговых точек, работающих в этом формате — отсутствие в зале для покупателей товаров и продавцов-консультантов. Вместо них стоят терминалы, оснащенные программой для консультирования покупателей. Эксперты сомневаются в том, что такая форма продаж приживется и станет успешной. Да и сам директор по маркетингу «Терминал.ру» Никита Моргось считает, что делать покупки в Интернете удобнее, чем в зале с терминалами.

«В принципе, нет никакого резона для покупателей ехать в центр города. Аналогичный товар можно приобрести не выходя из дома в интернет-магазине. Мы эту торговую точку открываем только потому, что не все люди еще освоили Интернет», — отмечает Никита Моргось.

Он рассказал, что открытие такого магазина — лишь некий экономный способ привлечь покупателей, которым по его мнению, должно понравиться отсутствие продавцов-консультантов.

«Открытие этого магазина — всего лишь необходимость. Мы были бы рады обходиться без него. Но, к сожалению, пока не всем людям удобно пользоваться Интернетом. Поэтому мы постарались минимизировать свои затраты на торговую точку. Здесь нет товаров, нет полок, нет консультантов. И благодаря этому наш магазин в 20 раз дешевле, чем обычный. К тому же отсутствие консультантов очень нравится покупателям. Многие любят, когда никто не пристает и не навязывает товары. У нас потребитель может связаться с помощью терминала и с консультантом», — объяснил Никита Моргось.

Впрочем, сам процесс приобретения товара инновационным не назовешь. Выбрав необходимое оборудование с помощью терминала, покупатель идет к самому банальному кассиру и отбивает у него чек. При этом сам оплаченный товар ему придется ждать несколько дней: его доставляют на дом точно так же, как и при покупке через Интернет. Впрочем, если приобретенная вещь небольшая по размеру, то ее можно унести со склада самостоятельно. Однако сколько времени займет ее поиск в складских помещениях, сказать достаточно сложно.

Терминалы, которые заменяют витрины и продавцов-консультантов
Терминалы, которые заменяют витрины и продавцов-консультантов

Однако эксперты утверждают, что далеко не все покупатели будут рады такому сервису. Например, экс-директор магазинов бытовой техники «Кардинал» Рафаэль Шихов считает, что многим потребителям просто необходимо живое общение при покупке товара.

«К счастью дистрибьюторов, все покупатели разные. Кому-то нравится, чтобы магазин был оформлен с шиком, чтобы продавцы были готовы выполнить любой каприз покупателя. Другие ходят только в привычные магазины, потому что в новые зайти просто стесняются. Есть люди, которым нравится большое скопление народа, им комфортнее в гипермаркетах. «Сетевые хомячки», которые всю жизнь проводят в Интернете, покупки тоже делают не выходя из дома. Безусловно, есть те, кто любит экспериментировать. Возможно, они и пойдут в магазины нового формата», — рассказал Рафаэль Шихов.

PR менеджер «Терминал.ру» Татьяна Петченко рассказала о том, каких именно покупателей ожидает этот магазин. Как оказалось, всего три категории граждан считаются потенциальными потребителями.

«Существует целый ряд образов, который воплощает наших клиентов. Образ №1 — перспективная и образованная молодежь, такой своеобразный «гений в кедах», стильный динамичный интеллектуально развитый человек, который следит за новинками в электронике и в технике. Образ №2 — «упитанный семьянин», который заинтересован в покупке бытовой техники. Образ №3 — гламурная особа, для которой у нас есть часы и бижутерия. Правда «Гламурные» товары пока есть только в Новосибирске», — рассказала Татьяна Петченко.

Маркетинговый директор «Терминал.ру» Никита Моргось считает, что магазин привлечет всех этих людей низкими ценами, которые обычные ритейлеры себе позволить не могут. Впрочем, такие оценки вызывают сомнения у экспертов, ведь именно данные категории покупателей настроены на то, чтобы «пощупать» приобретаемую технику перед покупкой, исследовать её функции и внешний вид. Единственное заявляемое преимущество нового формата — более низкая цена, которая вряд ли является существенным преимуществом для указанных целевых аудиторий.

Маркетинговый директор Терминал.ру уверен в рентабельности данного проекта
Маркетинговый директор Терминал.ру уверен в рентабельности данного проекта

Так и экс-директор сети магазинов «Кардинал» считает, что сейчас, когда цены на рынке бытовой техники и электроники выровнялись, на финансовый результат влияют совершенно другие факторы. Он считает, что главное в продвижении магазина — потребители, ведь это им решать, куда идти за покупками. А целенаправленная работа с потребителем в магазине без консультантов просто невозможна.

По мнению покупателей торгового центра «Галерея Красный леопард» заходить в магазин, в котором нет товара, а стоят терминалы, большинству покупателей не захочется. Отпугнуть их может и внешний вид помещения, больше напоминающий не магазин, а какой-то платежный центр.

Руководство «Терминал.ру», напротив, полно энтузиазма. По словам директора по маркетингу, ожидаемый срок окупаемости этого магазина составит порядка шести месяцев. Он утверждает, что рисков он не боится и в нерентабельность новой торговой точки не верит. По его мнению, конкуренция в данном сегменте рынка в Екатеринбурге не так высока, как в Москве, поэтому место для нового рискованного формата здесь есть. Однако эксперты считают, что такие заявления могут оказаться чересчур оптимистичными. Формат магазина-терминала настолько новый, что делать какие-либо позитивные предположения о его работе преждевременно.

«Этот формат является непонятным для многих, поэтому пока еще рано делать прогнозы. Приживется ли он в Екатеринбурге — об этом будет ясно не ранее, чем через год», — заявил Рафаэль Шихов.

Татьяна Юстус
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
01.02.2013 Рынок бытовой техники Екатеринбурга: карусель аутсайдеров

Смена вех на рынке бытовой техники Екатеринбурга заставила участников перебраться в Интернет или же вовсе уйти в историю ...

10.01.2013 В Екатеринбурге закрылся последний магазин сети бытовой техники «Техносила»

УрБК, Екатеринбург, 10.01.2013. В Екатеринбурге в ТРЦ «Гринвич» 3 января закрылся магазин «Техносила». Это был ...

12.09.2012 «Техносила» пошла с молотка

В Екатеринбурге продолжается передел рынка бытовой техники и электроники. Вслед за сдачей позиций региональной сети ...

23.08.2010 Сеть гипермаркетов электроники и бытовой техники «М.Видео» готова открыть в Екатеринбурге очередной магазин не ранее чем через 2 года

УрБК, Екатеринбург, 23.08.2010. Сеть гипермаркетов электроники и бытовой техники «М.Видео» готова открыть в ...

16.06.2009 Владелец торговой сети «Кардинал» Рафаэль Шихов: Для торговой сети «Кардинал» май оказался не очень удачным месяцем

УрБК, Екатеринбург, 16.06.2009. «Для торговой сети «Кардинал» май оказался не очень удачным месяцем. Впрочем, май и ...