Статьи
20.12.2012

Алексей Пьянков: Область стремится к максимальному выходу государства из активов предприятий

Алексей Пьянков: Область стремится к максимальному выходу государства из активов предприятий4 декабря текущего года Заксобрание Свердловской области одобрило программу по управлению государственной собственностью и приватизации госимущества на 2013 г. и плановый период 2014-2015 гг. О планах реализации данной программы в 2013 году УрБК рассказал один из ее главных участников — министр по управлению государственным имуществом Свердловской области Алексей Пьянков.

— Алексей Валерьевич, расскажите об основных положениях принятой программы? Каковы ее основные принципы, чем вы руководствовались при ее составлении?

— При составлении программы мы достаточно консервативно подошли к расходам бюджета на управление собственностью. Нами был заложен принцип максимального выхода государства из активов предприятий. Основной приоритет — указ президента РФ от 7 мая 2012 г., в соответствии с которым государство должно выйти из уставного капитала компаний «несырьевого сектора» до 2016 г. Во-вторых, мы так же руководствовались позицией федерального центра, который сейчас активно говорит о презумпции приватизации: передачу в частную собственность всего госимущества, если не доказано иное. При этом, мы учитывали и позицию губернатора — острожный, продуманный подход к продаже крупных и социально-значимых активов компаний. В связи с этим, наше решение о приватизации птицефабрик в 2013-2014 гг. — не окончательно, это лишь наш некий ориентир. Что касается реализации других активов, к каждой организации мы будем подходить индивидуально, на основе оценки, анализа текущего финансово-хозяйственного положения предприятия и его социальной значимости.

— Известно, что именно социальная значимость предприятия занимает особое место в данной программе. С чем это связано? И как данный аспект сказывается на выборе продажи активов той или иной компании?

— Социальная значимость предприятия — один из главных приоритетов, которые ставит губернатор в плане реализации данной программы. В частности, очень важно, чтобы передача любого государственного актива в частные руки обязательно обеспечила сохранение рабочих мест и продолжение деятельности предприятия в регионе. Однако напрямую закон не позволяет нам этого сделать. Поэтому мы можем только утвердить в договоре условия, которые предусматривают сохранение рабочих мест в течение года после продажи пакета акций. Но ряд таких экономических правил, связанных с завершением модернизации, обновлением оборудования, позволяет нам утверждать, что купив активы предприятия, где в полном объеме введены производственные мощности, собственнику будет не выгодно останавливать производство и распродавать его по частям.

— Какие расходы заложены в бюджет программы?

— Мы полностью исключаем создание новых ОАО для реализации тех или иных проектов, что имело место в предыдущие годы, и постарались максимально сократить бюджетные ассигнования в уставные капиталы существующих компаний. Нами предусмотрены расходы на 2013 год только на увеличение уставного капитала САИЖК, из которых 400 млн руб. будет направлено на решение проблемы обманутых дольщиков, завершение строительства объектов и предоставление жилья. 100 млн руб. пойдет на реализацию пилотного проекта строительства арендного жилья в городе Каменске-Уральском на условиях партнерства с муниципалитетом. Также мы запланировали 300 млн руб. в качестве субсидии заявочному комитету ЭКСПО-2020.

— Расскажите подробнее о субсидиях заявочному комитету ЭКСПО-2020?

— Отмечу, что горизонт финансирования заявочного комитета на сегодняшний день еще не превышен. В свое время мы весьма основательно изучили опыт других стран, которые принимали участие в конкурсах на право проведения всемирных выставок. Могу вас заверить, что расходы Свердловской области на сегодняшний день далеко не превысили те планки, которые были затрачены, к примеру, в Милане, Астане. И это только на этапе участия в конкурсе. Мы не говорим сейчас о подготовке к конкурсу — это отдельная статья затрат. В 2014-2015 гг. мы вообще не предусматриваем никаких бюджетных ассигнований в уставные капиталы ОАО.

— Какие свердловские предприятия стоят первыми в очереди на реализацию программы приватизации и какова их первоначальная стоимость?

— Основная доходная часть бюджета на 2013-2014 гг. формируется за счет реализации планируемого пакета акций. На сегодняшний день у нас работают аудиторы и инвестиционные консультанты, которые оценивают финансовую модель компании. В частности, будет ли завершена модернизация предприятия до 2013 г. или же данный процесс продлится до 2014 г.. Мы считаем, что выставлять актив на продажу без первоначальной оценки просто нецелесообразно. Поскольку работающее оборудование, например, стоит гораздо дороже, чем оборудование, находящее на складе, или же вновь установленное и еще полностью не задействованное в производственном цикле. Если рассматривать птицепром, который на сегодняшний день находится у нас в приоритете, то основные активы, которые мы планируем выставить на продажу в следующем году, это птицефабрика «Свердловская» и ОАО «Птицефабрика «Первоуральская». За последнюю мы планируем выручить не менее 690 млн руб. Также в планах продажа Монетного щебеночного завода. Условная цена предприятия составляет 600 млн руб. Всего в 2013 г. планируется продать акции 9 компаний.

— На основании каких показателей вы принимаете решение о продаже того или иного предприятия? И как формируется их цена?

— Данный процесс включает в себя два этапа. Первый — это предпродажная подготовка и оценка целесообразности реализации того или иного актива. Сейчас мы как раз на первом этапе. Когда мы проводим финансовую экспертизу положения дел на предприятии, в первую очередь, оцениваем, целесообразно ли его продавать, потому что, если актив высокорентабелен и имеет социальную составляющую, в таком случае мы будем дополнительно ставить вопрос о том, чтобы его просто передвинуть или исключить из программы управления, потому что у нас до конца нет ясности в данном вопросе. Большинство крупных предприятий Свердловской области, в том числе птицефабрики, находятся сегодня в стадии модернизации. Их оборудование куплено в кредит. И когда мы, проведя финансовый анализ, понимаем, что актив выгоднее продать, чем оставлять у себя, и его реализация не повлечет какой-либо социальной напряженности — тогда мы проводим аукцион в соответствии с требованиями ФЗ №94. В результате, победившая оценочная компания, проводит оценку пакета акций предприятия, на основании ее заключения мы получаем итоговый документ саморегулируемой организации оценщиков и выставляем пакет на продажу. Стоимость любого актива, который мы указали в программе, складывается из данных бухучета, исходя из величины чистых активов. Например, по «Монетке» величина чистых активов меньше, но мы определили некую минимальную стоимость предприятия. Кроме того, завод брал кредиты в банках, в том числе, для покупки квартир в Москве. Стоит также отметить, что МУГИСО — это имущественный оператор, мы не претендуем быть специалистами во всех отраслях, мы подходим к оценке предприятия исключительно с экономической точки зрения. Таким образом, важные для нас критерии: привлекательность проекта, его рентабельность, гарантии сохранения капитала.

— Можете ли Вы на конкретном примере перечисленных выше предприятий рассказать про концепцию реализации его активов?

— Например, Монетный щебеночный завод — исключительно бизнесовый проект, который сегодня необходимо «причесать» и только потом решать вопросы о дальнейшей судьбе предприятия. В частности, продавать «Монетку» мы планируем как производственный участок, который добывает щебень и реализует его. Предприятие располагает спецтехникой, производственной площадкой. Нужно максимально постараться подготовить к продаже любой актив так, чтобы он был чистый и имел прозрачную, доступную информацию о состоянии своих дел. По этой же аналогии сегодня идет аудит ОАО «Птицефабрика «Рефтенская». Если будут выявлены какие-либо нарушения, мы, в первую очередь, примем меры по их устранению. Если же будут основания для обращения в правоохранительные органы, то сделаем и это.

— А были примеры столь жесткого реагирования?

— За примерами далеко ходить не надо. Так, недавно мы принимали в казну имущество Верхне-Салдинского роддома. Причем, муниципалитет передал учреждение в областную казну безвозмездно. По большому счету, для нас не имеет значения стоимость, по которой мы принимаем, потому что мы не платим налог на имущество, никакой дополнительной нагрузки это не влечет. Единственное, возникли вопросы с объективностью стоимости того или иного оборудования. В итоге, мы направили материалы в прокуратуру для выяснения, насколько были обоснованы расходы на приобретение данного оборудования. Мы стараемся максимально оперативно направлять подобную информацию в соответствующие органы.

— Существуют ли предприятия, которые являются социально-значимыми для области, но чьи активы могут быть не востребованы на рынке?

— Все активы, которые не приносят дохода, но являются социально-значимыми для региона, согласно программе приватизации, мы должны сохранить в государственной собственности. Таковым, например, является ГУП СО «Фармация». Данная организация ведет активную социально-значимую деятельность. В частности, работает с аптеками, находящимися в отдаленных уголках области. Однако на сегодняшний день предприятие не представляет какого-либо экономического интереса.
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
21.12.2012 Алексей Пьянков: Область стремится к максимальному выходу государства из активов предприятий

4 декабря текущего года Заксобрание Свердловской области одобрило программу по управлению государственной ...

13.12.2012 МУГИСО разработает стратегию управления государственным имуществом Свердловской области до 2015 года

УрБК, Екатеринбург, 13.12.2012. МУГИСО разработает стратегию управления государственным имуществом Свердловской области ...

16.10.2012 Обманутым дольщикам в Свердловской области выделят 400 млн рублей

На заседании правительства Свердловской области сегодня принята Программа управления государственной собственностью и ...

16.10.2012 В 2013 году в Свердловской области на достройку объектов жилищного строительства и оказание поддержки обманутым дольщикам будет выделено 400 млн рублей

УрБК, Екатеринбург, 16.10.2012. На заседании правительства Свердловской области сегодня принята Программа управления ...

12.10.2009 В 2010—2011 годах в Свердловской области планируется акционировать птицефабрики «Свердловская», «Рефтинская», «Первоуральская», «Среднеуральская» и Монетный щебеночный завод

УрБК, Екатеринбург, 12.10.2009.«Сегодня существуют намерения преобразовать в открытые акционерные общества девять ...