Авторская колонка
22.11.2012

Юрист Дмитрий Земеров о финансовом регулировании

Финансовый аналитик Дмитрий ЗемеровСистема регулирования финансовых рынков становится все более централизованной. Так, указом президента РФ № 270 в марте 2011 года полномочия Федеральной службы страхового надзора были переданы Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР). Теперь функции государственного контроля финансовой сферы планируется передать Банку России.

Консолидация властных полномочий может радикальным образом изменить расстановку сил на финансовом поле. Сосредоточение нормативно-правового регулирования в руках Центрального банка, безусловно, будет способствовать унификации условий ведения деятельности всеми представителями финансовых рынков, но в то же время вектор развития отечественного рынка ценных бумаг уже не будет прежним.

Мировой опыт свидетельствует о том, что отличительным признаком надлежащего функционирования рынка финансовых услуг является взаимодействие регулятора и саморегулируемых организаций — объединений профессиональных участников рынка ценных бумаг, которые при помощи диалога могут сформулировать предложения для его реформирования. В России таким тандемом в течение 17 лет выступает наличие обратной связи между ФСФР и НАУФОР (Национальная ассоциация участников фондового рынка). Банковский надзор не предполагает такого либерального подхода и в основном акцентируется на строгом контроле рисков в процессе осуществления деятельности на финансовых рынках. В итоге применение подобных принципов регулирования кредитных учреждений в отношении других финансовых организаций порождает риск того, что актуальные запросы отдельных членов сообщества — прежде всего традиционных, небанковских участников рынка ценных бумаг — могут попросту остаться без ответа.

Неурегулированным вопросом является и участие Центрального банка как основного акционера в уставном капитале Сбербанка России и Московской биржи, которое порождает для регулятора ситуацию конфликта интересов. Механизмов по решению указанной дилеммы пока не предложено.

Впрочем, тотального монорегулирования финансовой сферы все же не будет. Правом законодательной инициативы по-прежнему будет располагать Министерство финансов, а система правоприменения предусматривает участие налоговых органов, антимонопольной службы, органов финансового контроля и мониторинга, а также судебной системы и правоохранительных органов.

Реформа государственного регулирования в сфере финансовых рынков означает неизбежность внесения значительных изменений в российское законодательство. Вот почему столь важно обеспечить открытость нормотворческого процесса: дискуссия о будущем фондового рынка пока еще продолжается, значит, есть шанс для достижения положительного результата и сохранения юридического фокуса на защите прав и интересов инвесторов.
Вернуться в раздел » Авторская колонка
Материалы по теме
01.09.2011 Перераспределение полномочий между Министерством финансов РФ и ФСФР РФ завершено

УрБК, Москва, 01.09.2011. Постановление Правительства РФ «О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере ...

24.08.2011 Правительство РФ одобрило проект о перераспределении полномочий между Министерством финансов и ФСФР РФ

УрБК, Москва, 24.08.2011. Правительство РФ одобрило проект постановления о перераспределении полномочий между Минфином ...

16.02.2011 НАУФОР: Российский налоговый режим по-прежнему не стимулирует долгосрочные инвестиции национальных инвесторов

УрБК, Москва, 16.02.2011. Национальная ассоциация участников фондового рынка обратилась с письмом к Президенту РФ и ...

12.01.2011 Полномочия Федеральной службы страхового надзора РФ могут быть переданы Федеральной службе по финансовым рынкам

УрБК, Москва, 12.01.2011. Федеральная служба страхового надзора РФ может быть упразднена, а ее полномочия по контролю и ...

17.12.2010 Министерство финансов РФ официально заявило о намерении упразднить ФСФР РФ

УрБК, Москва, 17.12.2010. Минфин РФ разместил на своем сайте проект указа президента об упразднении Федеральной службы ...