Екатеринбург, один из ведущих транспортных узлов, через который проходят крупные логистические потоки, на сегодняшний день испытывает жесткий дефицит качественных складских помещений. И это притом, что крупные игроки — федеральные и международные компании — строят свои собственные склады класса А и не нуждаются в аренде.
«Сетевые ретейлеры приходят на местный рынок всерьез и надолго. Они не заинтересованы в аренде. Практически все известные бренды строят сами для себя», — отмечает руководитель департамента коммерческой недвижимости центра недвижимости «Северная казна» Андрей Горбунов.
Общий объем качественных метров в Екатеринбурге и ближайших пригородах — 460 тыс. кв. м. По оценке Уральской палаты недвижимости, складские помещения класса А и В+ заполнены на 98%. При этом у каждого собственника в данном сегменте есть список ожидания, состоящий из арендаторов, стремящихся переехать в более качественные помещения.
«Дефицит складов класса А — минимум 200 тыс. кв. м. Такой объем требуется, чтобы удовлетворить спрос только списка ожидания», — рассказал УрБК аналитик Уральской палаты недвижимости Гурам Тухашвили.
В среднем, чтобы арендовать помещение на складе класса А, потенциальному клиенту приходится ожидать от 3 до 6 месяцев. На сегодняшний день арендная ставка в сегменте складской недвижимости класса А варьируется в пределах 400–420 рублей за кв. м, включая НДС и эксплуатационные расходы. По мнению аналитиков, цена не является завышенной, о чем говорит практически полная заполняемость данных помещений, — бизнес готов платить.
Категория складов класса С и D, по оценке специалистов, составляет около 80% рынка складской недвижимости Екатеринбурга. Их объем — порядка 800 тыс. кв. м.
«В этом сегменте в основном представлены постройки 70-х, 80-х и даже 60-х годов прошлого века, неспособные удовлетворить потребности федеральных и тем более международных игроков. Средняя цена в данном сегменте — порядка 300 руб. за кв. м, в стоимость уже включена коммуналка. Несмотря на то что коммунальные платежи выросли в среднем на 15%, динамика цен за прошедший год не наблюдалась. Дело в том, что спрос упал и собственникам приходится бороться за арендаторов», — рассказывает руководитель «Новосел Коммерц» Евгений Шестинский.
По мнению других экспертов, рост арендной ставки присутствует, более того, ее показатели достигли докризисного уровня.
«За последние два года цена аренды выросла примерно на 55%. В текущем году изменения наблюдались в I и III кварталах», — утверждает Гурам Тухашвили. По оценке аналитиков, в этом году рост составил примерно 20%.
По мнению экспертов, небольшая разница арендных ставок в классах А и С не должна никого смущать. Последняя категория в основном представлена небольшими помещениями, класс А — это сотни и даже тысячи квадратных метров. Поэтому по факту разница в стоимости весьма существенная — минимум в два раза. Значительно дешевле стоят и неотапливаемые склады, здесь средняя стоимость аренды 1 кв. м — 140 рублей.
Но хранить товар в качественных помещениях может позволить себе далеко не каждый. Логистическим компаниям, строящим склады класса А и В+, выгодно работать с крупными компаниями, которые арендуют сразу тысячи метров. Малый и средний бизнес не тянет арендных ставок на склады класса А и В, ему приходится занимать помещения, не соответствующие современным стандартам.
Основная причина нехватки качественных складских помещений — дефицит земельных участков в районах, удобных для логистики, то есть расположенных рядом с трассами и железной дорогой.
«У нас множество заявок на предоставление земельных участков под строительство, однако получить разрешение у администрации Екатеринбурга очень сложно, а земли, находящиеся в свободной продаже, не подходят для расположения на них крупных логистических узлов. Городские власти заинтересованы в комплексном развитии территории, когда осваивается сразу 2000 га. Предприниматели к этому не готовы, их аппетиты довольствуются 5 га», — резюмирует Андрей Горбунов.
Таким образом, решить проблему дефицита качественных складских помещений может приход на Урал крупных логистических корпораций, готовых к комплексному освоению территории.
Ольга Кондрашова