Екатеринбург вскоре перестанет быть компактным городом-миллионником — спустя два года на публичное обсуждение снова вышел проект «Большого Екатеринбурга». «За» высказываются не только в областном правительстве, но и в администрации Екатеринбурга и в девелоперском сообществе. «Против» по-прежнему жители и главы администраций самих городов-спутников.
Заявление о возрождении проекта сделал сегодня министр строительства Сергей Федоров в ходе V Уральского форума недвижимости.
«Мы заканчиваем вместе с администрацией города разработку большой программы, по которой начнем развитие и строительство в рамках «Большого Екатеринбурга». Границы «Большого Екатеринбурга» на западе доходят до восточных границ Первоуральска, включают в себя Дегтярск. На юге это развитие поселков Горный Щит, Медный, Широкая Речка. Также будет привлечено 4,5 тыс. га большого района Истокский», — заявил сегодня в ходе форума министр строительства и развития инфраструктуры Свердловской области Сергей Федоров.
Он также пояснил, что в связи с включением в состав Екатеринбурга городов-спутников в ближайшие три года финансирование их развития значительно увеличится.
«Учитывая высокую плотность строительства в Екатеринбурге, рассматривается программа развития городов-спутников. Верхняя Пышма, Березовский, Арамиль, Среднеуральск — они будут интегрированы в систему «Большого Екатеринбурга». Инвестиции в развитие этих территорий и земель, которые соединяют города с Екатеринбургом, до 2015 года будут значительными», — добавил министр.
Общественный эксперт по Екатеринбургу Андрей Старцев не удивлен, что тему «Большого Екатеринбурга» подняли вновь. Эксперт пояснил, что впервые об объединении городов заговорили еще в начале 70-х, затем тема активно обсуждалась в начале 80-х. Тогда тоже говорили, что города-спутники вот-вот объединят со Свердловском, но ничего этого не произошло. Сейчас же на пути реализации программы стоят административные трудности и интересы местных элит.
«В кулуарах власти эта тема никуда не уходила. Вообще, весь проект забуксовал только из-за бюрократических препон. Инфраструктурно — с точки зрения транспорта и электросетей — объединение в «Большой Екатеринбург» Среднеуральска, Верхней Пышмы, Березовского и Арамиля с Истоком давно произошло. Самая главная препона — административная: налогообложение, бюджеты, полномочия и так далее. Не знаю, кто, что и как будет делать с точки зрения административных шагов. Никакой программы я не видел, и вряд ли она существует. Очень много местнических интересов: они завязаны на распиле местных бюджетов. Если бюджет района мизерный по сравнению с бюджетом муниципального образования, то, естественно, им это не интересно», — рассказал УрБК Андрей Старцев.
По мнению эксперта, минусы «Большого Екатеринбурга» по сравнению с плюсами весьма незначительны.
«Для жителей главный минус — это смена прописки. Кроме того, возможно массовое переименование улиц, с этим будут большие трудности. Из плюсов стоит отметить тот факт, что Екатеринбург выйдет на третье место по количеству населения, что даст определенные имиджевые преференции и привлечет федеральные субсидии. Чем больше внимания и федеральных субсидий, тем лучше для инфраструктуры города. Все эти города, кроме Верхней Пышмы, влачат жалкое существование с дефицитным бюджетом, которого не хватает даже на текущие ремонты», — добавил Андрей Старцев.
Представители бизнеса согласны с тем, что проект «Большой Екатеринбург» заслуживает внимания. Так, глава Гильдии управляющих и девелоперов в Екатеринбурге, председатель совета директоров «Корин холдинга» Андрей Бриль считает, что этот проект лежит в русле мировой тенденции и при правильном решении всех технических вопросов его можно успешно реализовать.
«Это мировая, прогрессивная и современная тенденция — укрупнение агломераций и создание единых правил и рынка. Естественно, что на пути таких проектов стоит довольно много сложностей организационного и юридического характера: создание прозрачной системы начисления бюджета, распределение обязанностей между членами этой агломерации, различные процедуры согласования, общественное мнение и так далее. Много технических вопросов. Если они решаются правильно и хорошо, то такие проекты правильны и успешны. Если нет, то при всей правильности и необходимости этого дела оно может не получиться», — сообщил УрБК Андрей Бриль.
Кроме того, девелопер не разделяет мнения о том, что якобы из-за присоединения к Екатеринбургу городов-спутников в них вырастут цены на недвижимость.
«Такие слухи и мнения — это бессмысленная спекуляция. У ценообразования есть объективная основа. Не надо считать, что может произойти что-то такое эфемерно-теоретическое. Любые движения в экономике имеют объективную основу», — пояснил предприниматель.
Однако руководство городов-спутников и, как показали результаты опроса, их жители по-прежнему не одобряют проект агломерации, обосновывая это возможным ухудшением качества и доступности госуслуг. Впрочем, они едва ли не единственные, кто против.
«В 2010 году жители города Березовского подавляющим большинством (более 80%) уже высказывали свое негативное отношение к проекту «Большой Екатеринбург». В первую очередь, такая реакция объяснялась кулуарностью решения столь непростого вопроса, отсутствием какой-либо ясной стратегии в реализации проекта, игнорированием мнения населения городов-спутников Екатеринбурга при принятии решения по реализации проекта «Большой Екатеринбург» и опасениями по поводу вероятного ухудшения качества и доступности предоставления муниципальных и государственных услуг», — сообщил УрБК мэр Березовского Евгений Писцов.
Глава города считает, что фактически проект уже давно существует в качестве агломерации, а развиваться он должен с учетом интересов всех заинтересованных сторон — как власти, так и населения. Однако пока этот вопрос неясен.
«До тех пор, пока нет ясности в данном вопросе, мы договорились с областными властями тему «Большого Екатеринбурга» публично не поднимать, тем более в период предвыборной кампании, чтобы не давать поводов для политических спекуляций. И мы строго придерживаемся достигнутых договоренностей», — резюмировал Евгений Писцов.
УрБК продолжит следить за развитием проекта «Большой Екатеринбург».
Андрей Пермяков