Последние изменения в законодательстве вызвали недовольство игроков туристического рынка. Предприниматели уверены, что весенние поправки не только не разрешили старые проблемы отрасли, но и добавили новых. Туроператоры требуют вернуть закон на доработку и заявляют о бесполезности созданной «РосТурПомощи»: банкротства компаний продолжаются. Турагенты, как и прежде, возмущаются низкой ценовой политикой коллег и требуют разработки антидемпинговых мер на государственном уровне. При этом все участники рынка озабочены расширяющейся сетью непрофессионалов на рынке. Ряд экспертов, а также чиновники видят решение проблем в усилении взаимодействия бизнеса с властью и создании неформальных институтов внутри отрасли.
Напомним, в мае этого года вступили в силу поправки в закон «Об основах туристской деятельности». Законодатели предусмотрели создание компенсационного фонда для защиты туристов, а также повышение финансовых гарантий для туроператоров. Представители туриндустрии тогда выразили категорическое несогласие по ряду пунктов нового закона. По прошествии летнего отпускного сезона бизнес продолжает высказывать недовольство новыми правилами рынка. Ряд предпринимателей уверены, что поправки нужно вернуть на доработку: они тормозят развитие отрасли, разрывают связь между центром и регионами. Впрочем, в ассоциации туроператоров намекают на то, что думать бизнесу надо было раньше, когда закон только обсуждался.
«Отдать закон на доработку уже невозможно, хотя мы делали все, что было в наших силах, собирали все противоречия этого закона. Требовать что-то от чиновников нереально, можно лишь вникать в ситуацию на ранних этапах. Но у нас пока гром не грянет, пока закон не примут, никто не будет вмешиваться в процесс. Не надо перекладывать ответственность на законодателей — они ничего не понимают в туризме», — заявила исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе.
«Закон суров, но это закон, мы будем его соблюдать. Акцент надо ставить на защиту прав потребителей», — подчеркнул начальник управления анализа и организации гостиничной и туристской деятельности Ростуризма Андрей Тютюнник.
Основная претензия туроператоров — созданный компенсационный фонд, который никак не решает проблему банкротства компаний.
«Мы четко знаем, кто из туроператоров обанкротится через год-два. Поэтому мы просто ждем, когда это произойдет, и знаем, что нам за это придется платить. Такое ощущение, что создали «РосТурПомощь», выдохнули и о проблеме забыли. Но сейчас абсолютно непонятен механизм расходования средств фонда, кроме того, «РосТурПомощь» не решает проблему банкротства и только тормозит развитие регионального рынка. Нужен периодический аудит компаний-туроператоров», — считает директор компании «Европорт» Ольга Коршун.
В Российском союзе туриндустрии поясняют: «РосТурПомощь» стала своеобразным компромиссом в целях укрупнения рынка и защиты потребителей. В ассоциации туроператоров тем временем констатируют: рано или поздно случится глобальное банкротство и станет ясно, что созданный властью механизм не работает.
Напомним, в начале 2012 г. о своем банкротстве объявили сразу два крупнейших игрока туриндустрии — туроператоры «Ланта-тур» и «Капитал-тур». В Ростуризме подтверждают, что уровень проблемы банкротства туроператоров уже вышел за пределы обычных арбитражных судов. Местные игроки рынка шутят: как только туркомпания начинает рекламировать себя при помощи девушек на билбордах и журнальных обложках, сразу жди банкротства.
При этом эксперты продолжают фиксировать недоработки нового закона.
«В законе содержится явное противоречие. Мне непонятен механизм защиты туристов: по закону компенсационный фонд может создавать только СРО», — отметил президент НП «Информационно-туристический центр Свердловской области» Вадим Винер.
Отметим, что над вопросом создания СРО на местном рынке уже начали задумываться: отрасли — как в российском масштабе, так и в региональном — не хватает четких стандартов деятельности. Из-за этого на рынок приходят непрофессионалы и фирмы-однодневки.
«Туристический бизнес сам по себе сегодня развит очень широко, при этом нет самоидентификации. Возможно, участникам отрасли стоит объединиться в СРО?» — делает предположение президент Уральской ассоциации туризма Дмитрий Бугров.
«Вся туристическая отрасль покрыта сетью непрофессионалов. Рынок подконтролен только на 30%. Официально на территории области зарегистрированы только 800 компаний, в реальности же их более 3000», — обращает внимание генеральный директор турфирмы «Мир» Сергей Бузько.
Участники отрасли подтверждают: открыть турфирму может практически любой. И сейчас этот процесс не контролируется ничем, нет практически никаких проверок деятельности. По мнению предпринимателей, именно непрофессионалы, занижая цены, занимаясь, по сути, демпингом, впоследствии, после очередного банкротства, бросают тень на всю отрасль целиком. В итоге тема демпинга внутри российского туристического рынка уже становится на один уровень с извечными русскими вопросами «Кто виноват?» и «Что делать?».
Отметим, что ни в одной стране мира не разработана антидемпинговая политика. Исключение, как ни странно, составляет Россия.
«Тема демпинга уже переходит в разряд извечных. Два года назад мы пытались решить эту проблему, инициировав Хартию профессиональных турагентств. Впрочем, ФАС не признала ее. Тем не менее мы не хотим просто ждать, пока вымрет половина рынка. Мы обратились в Международную ассоциацию юристов, работающих в сфере туризма, с целью выяснить, какие антидемпинговые меры предпринимаются в западных странах. Так вот, ни в одной стране мира, за исключением России, нет законодательно закрепленных мер по борьбе с демпингом. Но по нашему закону выходит так, что турфирмы должны настучать в ФАС на своего коллегу. Согласно нашим исследованиям, никто из участников рынка это сделать не готов. Таким образом, проблема остается», — объясняет Майя Ломидзе.
Местные игроки рынка предлагают решать проблему при помощи уже существующих инструментов — например, налогового законодательства. Тем временем в Российском союзе туриндустрии подчеркивают, что компетенции турагента, по сути, важнее, нежели профессионализм туроператоров.
«Характеристики турагента должны быть обязательно сформулированы, компетенция турагента даже важнее компетенции туроператора, — только так мы можем защитить наших клиентов», — считает участник Российского союза туриндустрии, генеральный директор компании «Анкор» Ольга Санаева.
По мнению большинства экспертов туристического рынка, решить многие проблемы отрасли возможно инициативой снизу: туроператорам и турагентам стоит включиться в разработку законодательных актов. Кроме того, стоит создавать профессиональные регуляторы отрасли — СРО, неформальные институты — хотя бы на региональном уровне. Чиновники, в свою очередь, заявляют о готовности субсидировать и внедрять дополнительные, скрытые меры поддержки.
«Надо думать заранее, иначе следующий этап операции рынка может оказаться фатальным», — заявляет Майя Ломидзе.
В этом позиция туроператоров сходится с мнением чиновников.
«Хватит уже регулировать рынок. Все законы открыты для обсуждения, туристический бизнес может их отслеживать и вмешиваться при необходимости. Государственная поддержка при этом может быть не только в предоставлении льгот, есть и скрытые формы поддержки, они актуальны на региональном уровне», — отмечает Андрей Тютюнник.
На региональном уровне тем временем выступают за неформальные объединения и за добровольную сертификацию участников отрасли.
«Эффективный способ регуляции рынка со стороны региональной власти — это создание неформальных институтов, формирующих основы поведения на рынке. Органы госвласти при этом могут создавать правила и предлагать стимулы. Внутри региона необходимо создавать реестры туристических маршрутов и добросовестных турагентств. Нужны также стандартизация и сертификация услуг, но только на добровольной основе. В свою очередь, область готова возмещать турагентам какие-то затраты на продвижение, предоставлять субсидии», — отметил начальник отдела коммуникаций и мероприятий министерства экономики Свердловской области Александр Породнов.
При этом региональные эксперты подчеркивают: на местном рынке слишком велик крен в сторону выездного туризма, в то время как внутренние направления туризма совсем не развиты. Чиновники даже предлагают заинтересовать этим сектором рынка крупные компании. Впрочем, местные предприниматели реагируют на предложение болезненно: никто конкуренции не хочет.
Полина Мудрова