В Свердловском областном союзе промышленников и предпринимателей бьют тревогу: автомобильным грузоперевозкам на Урале все чаще включают красный свет. Контролирующий орган — Уралуправтодор — затягивает сроки выдачи разрешений на провоз крупногабаритных грузов, в итоге на дороги региона выезжает нелегальный автотранспорт, а добросовестные автоперевозчики выплачивают штрафы за срыв контрактов. Бизнес уже делает знаки властям, не желая повторить судьбу железнодорожных операторов, срывающих поставки грузов на предприятия. Впрочем, автотранспорт пока остается в более выгодном положении: бизнес показывает уверенный рост, даже несмотря на кризисные настроения в промышленности.
Областные промышленники насторожились: вслед за кризисом на рынке железнодорожных перевозок нарушение сроков доставки грузов может начаться и у автоперевозчиков. Накануне напряженную ситуацию, сложившуюся в сфере перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов, обсудили на заседании комитета по транспорту СОСПП. Участники рынка уверяют: в отрасли намеренно создаются административные барьеры. Так, согласно российскому законодательству, разрешение на перевозку крупногабаритных грузов должно выдаваться в течение 7–10 дней. Вместо этого транспортные предприятия ждут документов в течение месяца-двух.
«С начала 2012 года мы столкнулись с неисполнением со стороны ФКУ «Уралуправтодор» пунктов инструкции, то есть сроки выдачи разрешений достигают до двух месяцев. Со стороны ФКУ «Уралуправтодор» искусственно создается ситуация, тормозящая процесс выдачи разрешительной документации, и опять возникает очередной административный барьер, который напрямую негативно отражается на развитии экономики разных отраслей промышленности УрФО, да и РФ в целом», — заявил в ходе заседания технический директор ООО «Уралспецтранс» Константин Казанцев.
Участники рынка уже заявляют о повышении коррупционной составляющей и увеличении количества нелегальных грузоперевозок: автомобильные предприятия выводят машины на маршрут даже без документов.
Со своей стороны в ФКУ «Уралуправтодор» ссылаются на нехватку сотрудников: действующий штат не в состоянии переработать все заявки. Кроме того, в региональной контролирующей организации должны сперва дождаться разрешений федерального центра.
«Каждый случай необходимо рассматривать отдельно. Бывает, что маршрут не согласовали и предприниматели повторно подают свои заявки», — считает главный инженер ФГУ «Уралуправтодор» Михаил Петрукович.
Впрочем, подобные объяснения промышленников не устраивают. В СОСПП решают направить информацию о деятельности контролирующего органа в прокуратуру.
При этом, несмотря на некоторые трудности, рынок грузовых автоперевозок пока демонстрирует хорошие показатели.
«Наша отрасль даже кризиса в 2009 году практически не почувствовала — как возили, так и возим. Идет постоянный (каждый квартал) рост по ретейлу — это поставки для крупных торговых сетей», — рассказал УрБК директор по стратегическому развитию транспортной компании «Лорри» Александр Трахтенберг.
Ряд экспертов при этом предпочитает давать прогнозы в отрасли автоперевозок ближе к осени — пока отчетливые тенденции на рынке не так видны.
«Думаю, что все зависит от активной позиции руководства — идут ли продажи на автотранспортном предприятии. Те, кто сидит на стабильном рынке, имея определенные объемы, и не ищет новых поставщиков, оказываются лишены объемов, если основные партнеры снижают обороты. Учитывая предкризисные тенденции, предприятия черной металлургии снижают обороты. Витает некое предчувствие кризиса. Летний период и сам по себе вызывает затишье. Что будет дальше — покажет осень», — заявил председатель комитета по транспорту СОСПП Валерий Савельев.
Несмотря на скромные заявления осторожного Валерия Савельева, другие участники рынка автоперевозок делают радужные прогнозы, и даже вступление в ВТО по большей части пойдет на руку автоперевозчикам. Клиентская база операторов не сократится: металлургия и ретейл от вступления в ВТО только выиграют, вопросы у автотранспортных предприятий остаются только по таким отраслям, как машиностроение и сельское хозяйство.
Кроме того, на развитие автоперевозок влияет рынок железнодорожного транспорта, состояние которого по-прежнему близко к хаосу. По этой причине на автомобильный транспорт переходят все новые промышленные компании. Александр Трахтенберг отмечает, что в связи с острой нехваткой вагонов на железной дороге на автотранспорт переключились даже предприятия черной металлургии. Оказалось, что такой способ транспортировки грузов даже дешевле.
«Дешевле возить авто, по крайней мере, в западном направлении от Екатеринбурга. Надо забыть как страшный сон советские выкладки, которые говорили об эффективности автоперевозок лишь на расстояние 500–700 км. Этого уже нет и не будет — мы возим и на три, и на пять тысяч километров, возим как продукты, так и металлургию. Два года назад такого не было — клиенты из черной металлургии отсутствовали в принципе», — добавил Александр Трахтенберг.
Напомним, что ситуация в сфере железнодорожных перевозок крайне обострилась в прошлом году. Наблюдатели и эксперты отрасли связывали кризис с появлением крупных монополистов ОАО «ПГК» и ОАО «ВГК», которые сдавали вагоны в аренду через посредника, ООО «Транссибурал». Сейчас в отношении компании проводится проверка ФАС, а «Транссибурал» тем временем лоббирует свои интересы в крупных отраслевых союзах. Впрочем, промышленники результатов проверки не ждут и уходят на более перспективный и удобный рынок перевозки грузов автотранспортом.
Полина Мудрова