Обзор прессы
26.09.2012

«Уральский рабочий» и Андрей Морозов: В объезд через кошелек

На днях глава «Автодора» Сергей Кельбах сотворил сенсацию своим заявлением, что вокруг каждого крупного российского города будет построена объездная дорога, за проезд по которой станут взимать плату. Причем первая такая дорога появится у Екатеринбурга.

ЦКАД, ЕКАД и т. д.


Идея взимания денег за проезд по дорогам нашей страны имеет давнюю историю. Так, в 1834 году платным было шоссе от Москвы до Петербурга. Потом был естественный перерыв на период советской власти. Вновь экспериментировать с платностью автомобильных трасс начали с 1992 года. Сперва это были коммерческие дороги преимущественно местного значения, а потом перешли и на федеральные автобаны. В частности, планируется своеобразное дежавю: полностью платной станет автомагистраль М11 Москва — Санкт-Петербург. Пока же плата введена на отдельных участках дорог федерального значения, а в ряде случаев за пользование мостами.

Так что, пожалуй, новое в том, чем собирается заняться государственная компания — сосредоточиться на строительстве платных объездных дорог. Но и тут требуется уточнение: платная кольцевая дорога вокруг Екатеринбурга вовсе не является первой в ряду ей подобных. Первенство здесь принадлежит Центральной кольцевой автодороге, которая строится в Подмосковье. Она и по протяженности — свыше полутысячи километров против наших 46, и по стоимости — за триллион рублей против наших пары десятков миллиардов превосходит свердловский проект.

Но если брать во внимание то, что это первая не столичная кольцевая автодорога на коммерческой основе, то, безусловно, Екатеринбург здесь пример для подражания в регионах. Потому как, если у нас проект уже находится на стадии практических действий и есть потенциальный инвестор в лице Газпромбанка, то с другими все это пока только обсуждается.

Хотя объективности ради следует признать, что Екатеринбургская кольцевая дорога начиналась безотносительно заявленных сейчас планов по строительству кольцевых магистралей вокруг всех крупных российских городов. Наша кольцевая была вызвана к жизни как возрастанием роли Екатеринбурга в качестве ворот между Европой и Азией, так и позиционированием города в виде места, способного принять мероприятия любого международного уровня. Ближайшее из них, как известно, это матчи чемпионата мира по футболу в 2018 году.

Плата за проезд в аэропорт

Разговор о платных дорогах у нас в области идет давно. Была даже попытка сделать таковой новую трассу в аэропорт Кольцово. Но потом от этой идеи отказались, так как проект был целиком реализован за бюджетные деньги. Потом была мысль сделать платную автомагистраль Екатеринбург — Ханты-Мансийск. И только в рамках «Иннопрома-2012» в июле текущего года губернатором Евгением Куйвашевым было подписано соглашение с «Автодором» о достройке ЕКАД. Речь идет о «перемычке» между трассами Екатеринбург — Пермь и Екатеринбург — Челябинск. Также предполагается реконструировать отрезок от Челябинского тракта до трассы Екатеринбург — Тюмень с расширением до шести полос (по три в каждую сторону). Сколько это стоит, пока не говорится, но кое-какие подробности все-таки известны. Например, ездить можно будет со скоростью 120—150 км/ч. Тариф будет находиться в диапазоне от 50 копеек за километр до трех рублей.

Но есть одна загвоздка, которая может помешать осуществлению столь грандиозных планов. Дело в том, что в 2007 году принят федеральный закон об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, а в нем есть положение, согласно которому у каждой платной дороги должен быть бесплатный дублер. Что, конечно, сильно затрудняет участие частного капитала в подобных проектах. И потому норма об обязательности дублера подвергается постоянным атакам.

Если у вас нет дублера

В бытность его министром транспорта Игорь Левитин заявил о возможном введении платных участков даже там, где нет альтернативных бесплатных дорог. Что заставило вмешаться Федеральную антимонопольную службу (ФАС), официальный представитель которой предупредил о недопустимости таких действий.

Но это не остановило безальтернативщиков. Совсем недавно аналогичную точку зрения высказал нынешний первый вице-премьер российского правительства Игорь Шувалов. Правда, при этом он оговорился, что сказанное им носит дискуссионный характер. Между тем он подчеркнул, что практически в любой стране, занимающейся строительством дорожной инфраструктуры, финансирование осуществляется не только государством, но и частными инвесторами. И очевидно, что при обязательности бесплатного дублера бизнес в проекты не пойдет, так как они становятся заведомо убыточными. И, похоже, от дублеров будут отказываться, судя по недавно озвученному предложению, что те, кто не хочет пользоваться платным объездом, могут ехать через центр.

Как и следовало ожидать, идею платности проезда не принимают общественные объединения автомобилистов. В частности, по мнению лидера организации «Свобода выбора» Вячеслава Лысакова, государство само задолжало налогоплательщикам, которые давным-давно оплатили стоимость качественной дорожной сети, но до сих пор ее не имеют. По его оценке, «фискальные суммы (транспортный налог и акцизы) доходят уже до 2 трлн рублей в год, а доля этих сборов в литре бензина занимает почти 70%», — но дороги от этого лучше не становятся.

«Бермудский треугольник» на Серовском тракте

Стоит отметить, что и на Западе отношение к платным дорогам далеко не однозначное. Во-первых, их там не так много, как нам в России кажется. Например, в США, Японии, Норвегии, Франции количество платных автомагистралей меньше 1%. А в Великобритании платых всего 43 километра. В Германии же для легкового транспорта все дороги бесплатны, а плата взимается только с грузовых автомобилей.

К тому же не нужно забывать об уровне коррупции в нашей стране. А о том, каков может быть масштаб хищений, можно судить по вот такому примеру. Предшественника «Автодора» — «Дороги России» Федеральная служба безопасности подозревает в причастности к похищению 8,8 млрд рублей, выделенных из бюджета на проектирование. Причем, как подозревают в ФСБ, похищенные деньги пошли на финансирование националистического подполья в России.

Вместе с тем все-таки нельзя забывать и об очевидных преимуществах платных дорог. По ним можно ездить с высокой скоростью и низкой аварийностью и в дождь, и в снег. И это может быть решением, к примеру, для нашего «бермудского треугольника» — Серовского тракта, на котором регулярно бьются машины. Да и если мы с помощью платной кольцевой дороги уменьшим пробки в Екатеринбурге, то, наверное, за это стоит заплатить?

Прочитать материал полностью: http://www.uralsky-rabochi.ru/copyrightheadings/?author=412/
Вернуться в раздел » Обзор прессы
Материалы по теме
13.05.2013 ГК «Автодор»: 52% россиян выступили против развития сети платных автодорог

УрБК, Москва, 13.05.2013. 52% россиян не поддерживают развитие сети платных автодорог. Об этом сообщает «Коммерсантъ» ...

26.12.2012 Максимальная скорость на платных трассах России будет увеличена до 130 километров в час

УрБК, Екатеринбург, 26.12.2012. Госкомпания «Автодор», в чьем ведении находятся все платные дороги России, приняла ...

25.12.2012 В 2013 году в России запустят две платные автодороги

В 2013 году в Центральной России будут запущены в эксплуатацию две платные автодороги — в обход Одинцово и в обход ...

09.10.2012 Оплачиваем проезд

В Екатеринбурге скоро появится первая платная дорога ...

16.05.2012 Транзит за деньги: Свердловская область готовит концепцию платных дорог

Госкомпания «Автодор» к концу мая обещает объявить о своем решении относительно строительства первой платной дороги в ...