Проблема свободных парковочных мест в Екатеринбурге становится все более актуальной: днем в центре города их количество стремится к нулю, особенно возле крупных бизнес- и торговых центров, а власти города и автолюбители активно обсуждают необходимость введения платы за парковку в центральном районе. Серьезно помочь в решении этого вопроса могли бы автоматизированные парковочные системы. Однако есть сомнения, найдется ли для них место в центре Екатеринбурга, кто инвестирует в установку паркингов и готовы ли автомобилисты платить за их использование больше, чем за обычную парковку. К тому же владельцы БЦ и ТРЦ пока не готовы устанавливать их за свой счет.
Подобные парковки отличаются тем, что имеют большую вместимость при компактных размерах. Например, парковка карусельного типа, занимая площадь не более 15 кв. м, способна вместить 12 автомобилей. Сейчас такие паркинги распространяются во всем мире, и особенно в крупных мегаполисах, где найти даже платное парковочное место в центре города можно далеко не всегда.
Вчера Евгений Липович, заместитель главы администрации по вопросам благоустройства, транспорта и экологии, встретился с представителями южнокорейской компании, которые показали ему пример автоматической парковочной системы, способной вместить 70 автомобилей на площади 50 кв. м. По мнению архитекторов города, установка таких паркингов возможна, но возникает вопрос с выделением земельного участка, и в любом случае решение будет приниматься коллегиально.
Сейчас в городе работает четыре паркинга карусельного типа, установленных возле мебельного торгового центра «Галерея-11». Ими бесплатно пользуются клиенты и арендаторы площадей, однако, по словам представителя ТЦ, некоторые автолюбители опасаются оставлять там машину, боясь, что она упадет. Но за четыре года к паркингам не было нареканий, они только нуждаются в обслуживании перед началом зимы и после ее окончания.
Автомобилисты пока предпочитают обычные парковки вертикальным Пресс-секретарь администрации Екатеринбурга Денис Сухоруков сообщил, что сейчас только рассматривается возможность установки таких паркингов и пока не было никаких распоряжений. По его словам, сама идея вполне реализуема, но только не за счет городского бюджета, который пока не готов нести такие затраты. Что касается сочетаемости облика парковок с городским пейзажем, то здесь нет никаких проблем: они могут быть крытыми и выглядеть как обычное здание, могут быть пристроем или вообще размещаться под землей.
«Возможно разное стилевое решение, все зависит от инвестора: если он посчитает, что выгоднее построить такой паркинг, чем обычный, то имеет полное право реализовать его. Кроме того, должна быть инициатива граждан и управляющих компаний: парковку, например, карусельного типа легко можно разместить во дворе. Весь мир уже переходит на подобные паркинги, и у нас это, думаю, тоже не за горами», — сообщил Денис Сухоруков.
Как рассказал УрБК главный инженер ООО «Трест-Паркинг», компании по поставке и изготовлению автоматизированных роторных парковок, Владимир Фадеев, цена 12-местной карусельной парковки для автомобилей с кузовом «седан» составляет 4,5 млн рублей, для более габаритных — примерно 5–5,5 млн рублей. Примерно в 180–200 тысяч рублей обойдется семидневный монтаж. Паркинг устанавливается на железобетонном фундаменте и в случае чего может быть демонтирован. Сама же процедура парковки занимает не более двух минут.
«К надежности уже установленных паркингов претензий не было, но из-за холодов зимой все-таки рекомендуется закрывать их хотя бы тентом или сэндвич-панелями, и в таком случае необходимо согласовывать их с МЧС и устанавливать систему пожаротушения», — рассказал Владимир Фадеев.
Подобные сомнения выразил и представитель Гильдии строителей Урала.
«Как они будут работать при температуре минус 35 градусов, непонятно. Эта тема поднималась еще шесть лет назад, почти никого тогда не заинтересовала, и о ней подзабыли», — отметил собеседник агентства.
Устанавливать автоматизированные парковки нужно в местах, где они не будут использоваться ежеминутно. Общественный эксперт по Екатеринбургу Андрей Старцев считает, что парковки карусельного типа нельзя ставить там, где человеку необходимо воспользоваться машиной очень быстро.
«Не думаю, что это лучшее технологическое решение. Проще оборудовать парковочные места счетчиком. Если человек теряет много времени, то он не будет использовать такую парковку, ему будет проще поставить машину как попало. Вопрос вертикальных автоматизированных парковок в центре надо изучать и ставить их только там, куда люди приезжают надолго», — считает Андрей Старцев.
Автолюбители отнеслись к идее автоматических паркингов скептически, но не без интереса. Александр Шалягин, инженер-автолюбитель, уверен: простоять в очереди на «выдачу» автомобиля придется долго. Да и цены, вероятнее всего, на размещение будут выше.
«Представляете, какие очереди будут в центре перед такой парковкой? Там же нужно подойти, подождать, пока машина спустится, сесть в нее, завести и уехать. За тобой к этому времени соберется толпа негодующих автолюбителей. Я бы не стал платить за такую парковку и 50 рублей в час», — отметил автолюбитель, добавляя, что такая парковка имеет и плюсы.
«С другой стороны, это, во-первых, безопасно. Вероятность того, что твою машину угонят, поцарапают или обворуют, — минимальна. Во-вторых, удобно, что машину не надо искать. На обычной парковке часто забываешь, где ее оставил. Здесь искать не нужно, но, видимо, надо запомнить номер места. В-третьих, это необычно. Поверьте, многих подкупает такая большая игрушка», — добавил Александр Шалягин.
Представители бизнес-сообщества высказали заинтересованность в подобных паркингах, однако подчеркнули неготовность устанавливать их за свой счет.
«Такие парковки всегда востребованы, но вопрос в том, сколько они стоят и где будут стоять. Мы за них платить не будем. Когда на нашем подземном паркинге, который заполнен почти полностью, перестанет хватать мест, то, возможно, мы просто перестанем пускать туда не наших арендаторов, решив вопрос», — заявили представители бизнес-центра «Онегин».
Подобные паркинги городу нужны, даже необходимы. Однако главные вопросы заключаются в том, чтобы найти инвестора и донести до водителей культуру пользования подобными паркингами. Учитывая то, что сейчас многоуровневая парковка бизнес-центра «Высоцкий» почти пуста даже при цене 20 рублей в час, можно сделать вывод, что платить за парковку люди пока не собираются. А значит, и высоковместительные автоматизированные паркинги будут популярны только при условии небольшой цены. Пока есть возможность оставлять машину бесплатно возле дороги или на офисной парковке, абсолютное большинство водителей будут этим пользоваться, иначе вождение автомобиля в городе для них станет роскошью.
Андрей Пермяков