На сегодняшний день защита авторских прав все еще остается мечтой правообладателей. Российские законы в этой сфере пока оставляют желать лучшего. Между тем борцы за права авторов все же есть, притом ведут они вполне активную деятельность, штрафуя нарушителей авторских прав и заставляя платить авторское вознаграждение. Однако, по мнению уральских экспертов, пока такая защита больше похожа на профанацию. Обсудить проблему за круглым столом собрались юристы, представители творческой сферы, руководители кинотеатров.
Как выяснилось, несут убытки в результате нарушения авторских прав и юмористы, чьи видеоролики с выступлениями распространены по всему Интернету. Так, о нарушениях своих прав рассказал юрист коллектива «Уральские пельмени» Андрей Незнамов. По его словам, размещенный в сети Интернет контент с записями выступлений коллектива приносит убытки. Однако бороться с этим пока не спешат, так как это грозит потерей аудитории.
Однако, по словам главного редактора правовой газеты «Статус», магистра частного права Юлии Вербицкой, бороться с незаконным контентом в Сети все же можно.
«Например, если «ВКонтакте» незаконно выложен фильм, то по закону можно вполне получить компенсацию от 5 до 10 млн рублей. Но вопрос-то ведь в другом: нужны ли такие жесткие меры. Может быть, стоит более адекватно к этому относиться», — считает Юлия Вербицкая.
Однако все больше проблем возникает у пользователей авторских прав с Общероссийской общественной организацией «Российское авторское общество» (РАО). Как говорится на сайте самой организации, РАО — негосударственная некоммерческая организация, созданная авторами и иными правообладателями для осуществления управления авторскими правами на коллективной основе.
По мнению директора Свердловской государственной академической филармонии Александра Колотурского, сама идея создания РАО была неплохой, но сейчас РАО превратилось в проблему № 1. Кроме того, это очень закрытая организация.
«Мы записали диск с одной из зарубежных компаний, и мне каждый месяц приходят подробные отчеты о том, сколько дисков было продано, сколько раз прослушано в Сети, — мы получаем небольшое вознаграждение. А в РАО попробуй что-то узнать. Кроме того, это частная организация: там своя система, свой президиум. Это как государство в государстве. Они пользуются только своими документами и работают по собственным разработанным методикам», — считает Александр Колотурский.
Особенно часто возникают конфликты с РАО у кинотеатров на предмет взыскания авторского вознаграждения в пользу композиторов.
«Наша сеть кинотеатров на законных основаниях приобрела продукт, заплатив за него, однако РАО потребовало заплатить им 3% от всей выручки в качестве вознаграждения композитору», — отмечает директор сети кинотеатров «Премьер-зал» Владимир Петелин.
По словам директора юридической фирмы «Юста Аура» Евгения Дедкова, в кодексе не говорится, кто именно должен платить вознаграждение композитору, и это огромный пробел в сегодняшнем законодательстве. Ранее это вознаграждение оплачивали кинотеатры, но в 2007 году с них это обязательство сняли.
«По идее, композитор заключает договор с продюсером, так что какие претензии сейчас могут быть у РАО к кинотеатрам? Вся деятельность РАО надуманна, они только нагрузку на суды создают», — резюмировал Евгений Дедков.
По мнению руководителей кинотеатров, подобные иски РАО только тормозят развитие кинотеатров, в то время как их доля в России и так сокращается. Вместо того чтобы вкладывать деньги в развитие кинотеатров, собственникам приходится тратить время и деньги на судебные иски, а порой и выплачивать штрафы, назначенные РАО.
Кроме того, руководители кинотеатров отмечают, что очень сложно отследить, доходят ли взысканные РАО вознаграждения самим авторам, ведь ни на один запрос кинотеатров ответа получено не было.
Также участники отметили, что если раньше претензии РАО были штучными, по двум-трем фильмам, то теперь подобные иски общество направляет «конвейерами», предъявляя претензии сразу по всем фильмам за несколько лет.
Однако не все нарушители авторских прав бывают наказаны.
Около 10 лет назад в кинотеатре Верхней Пышмы шел прокат фильма «9-я рота» с DVD-проигрывателя, кроме того, с нелицензионного диска. Однако этот случай никого не заинтересовал, несмотря на прямое нарушение авторских прав, — «потому что оборот у кинотеатра очень маленький», заключили участники круглого стола.
Порой встречаются в практике юристов и вовсе нелепые случаи. Так, РАО направило судебный иск в адрес киноконцертного зала «Космос» за незаконное использование произведений Александра Розенбаума, автором которых является сам артист, лично исполнивший их на концерте в Екатеринбурге. Общество же обвинило «Космос» в незаконном использовании песен артиста.
Впрочем, на скорое изменение законодательства участники круглого стола не рассчитывают, они готовы согласиться и просто на более прозрачную деятельность РАО.
Анастасия Куликова