В Музее наивного искусства (входит в состав ЕМИИ) 29 октября открывается выставка «Люди, львы, орлы и фороракосы», которая представит более сотни работ южноуральских художников наива. Живопись, графику, скульптуру и декоративно-прикладное искусство наивных авторов для экспозиции предоставила исследователь наивного искусства, коллекционер, искусствовед Наталья Коловершина.

На протяжении многих лет южноуральский собиратель отыскивала необычные работы художников своего региона, знакомилась с их авторами, помогала им поверить в себя, организовывала для них выставки и приучала к мысли, что их работы — это особый вид искусства, который высоко ценят не только за рубежом, но и в России.

На выставке в Музее наива представлены работы нескольких наивных художников из коллекции Натальи Коловершиной, однако они настолько разные, что организаторы приняли решение распределить их по разным залам.

«Мы строили экспозицию таким образом, чтобы каждому автору было уделено отдельное внимание в каждом пространстве, где раскроется тот микрокосмос, который он создает в своем творчестве. Поэтому мы здесь с вами встречаем яркую Африку, где нет абсолютно никаких границ фантазии: появляются зеленые зебры и розовые гепарды. Таким образом, у нас сложилось несколько авторских блоков», — рассказала куратор выставки, научный сотрудник отдела наивного искусства ЕМИИ Яна Таушканова.

По замыслу специалистов Музея наива временная экспозиция открывает зрителю простую истину: творчество — это органичная и необходимая часть человеческого бытия. Художники этой выставки — электрики, слесари, инженеры, охотники — люди, чьи руки привыкли к тяжелому труду, но чья душа стремилась к красоте и самовыражению. Их искусство свободно от академических канонов и моды арт-рынка; оно рождается из внутренней потребности — как естественное продолжение жизни. Именно поэтому в этих работах так ощутима мощная энергия подлинности, правды сердца, составляющей суть наивного искусства.

Центральной фигурой экспозиции стал миасский художник Исмагил Мухаметжанов (1926–2021), чьи монументальные полотна, посвященные конникам народного героя Салавата Юлаева или Василия Чапаева, а также яркому, почти мифическому миру африканских зверей, поражают эпическим размахом и детской верой в чудо. Пройдя через тяжелые испытания войны и голода, проработав на заводе более полувека, Исмагил Мухаметжанов оставался великим романтиком, чья палитра полна солнечного, жизнеутверждающего света.

Не менее ярко представлено творчество Ольги Ореховой-Соколовой — художницы, чья палеонтологическая серия и иллюстрации к энциклопедии «Дикие кошки» демонстрируют редкое сочетание научной скрупулезности и богатой художественной фантазии. Многие животные на ее рисунках предстают так, как будто их запечатлел не карандаш художника, а объектив фотографа. При том, что некоторых из них автор рисовала, имея в качестве натуры лишь скелеты давно вымерших зверей.

Глубокий интерес к палеонтологии и анатомии позволял ей не просто фантазировать, а научно реконструировать облик и сценки из жизни вымерших обитателей планеты. Такой подход позволил Ольге Ореховой-Соколовой заслужить признание в научной среде: ее работы высоко ценились специалистами зоологических музеев, а сложные палеонтологические реконструкции украшали страницы такого авторитетного журнала, как «Вокруг света». Наталья Коловершина отмечает, что художница буквально жила в том доисторическом мире, обитателей которого она рисовала.

Особый пласт экспозиции — скульптура малых форм Альберта Валявина (1930–1995). Его резные фигурки из липы и сценки из жизни, полные доброго, лукавого юмора, продолжают традиции народной деревянной игрушки, обогащенные тонкой наблюдательностью и острым чувством современности. Его работы — настоящий народный театр в дереве, где каждый персонаж обладает ярким узнаваемым характером.

Лирическим аккордом звучат флористические панно сестер Елены и Светланы Мазуниных. Используя засушенные растения родного Урала, они создают сложные декоративные композиции, напоминающие то старинный гобелен, то сказочный гербарий. Их знаменитая работа «Пиросманическая красавица» — дань уважения великому грузинскому наиву и свидетельство глубокой связи с мировой культурой.

Флористические мозаики ветерана войны Ивана Пустовгарова, а также произведения анонимных, но не менее самобытных мастеров дополняют многоголосый хор уральских художников.

Неожиданные ракурсы, смелые сочетания красок и масштабные, почти эпические композиции раскрывают особый тип мышления самобытных авторов. Эта выставка — гимн малой родине как источнику мощной творческой энергии, возможность услышать голоса земли и людей, чье искусство, рожденное вдали от столичных центров, говорит на универсальном языке искренности и становится настоящим открытием для ценителей подлинного творчества.

Заведующая отделом наивного искусства ЕМИИ Елена Тимошенко также добавила, что в рамках выставки был сформирован сборный зал, где представлены в том числе малоизвестные художники, а также работы авторов, чьи имена пока неизвестны.

«Это очень важно — показывать работы тех, чьи имена не сохранились или известны лишь по инициалам. Тем не менее, поскольку все эти мастера — с Южного Урала, а в наш музей приезжают посетители из разных регионов, нередко происходят удивительные случаи атрибуции: люди узнают авторов, говорят, что знали их лично или что это их родственники», — добавила Елена Тимошенко.

Выставка «Люди, львы, орлы и фороракосы» будет открыта в Музее наивного искусства до 25 января 2026 года. Организаторы проекта подчеркивают, что представленные в экспозиции произведения будут интересны не только взрослым, но и детям.

Кроме того, сегодня, 29 октября, в 18.30 в Музее наива по адресу ул. Розы Люксембург по выставке пройдет авторская экскурсия искусствоведа и коллекционера Натальи Коловершиной. Исследователь наивного искусства расскажет, как собирала уникальную коллекцию, знакомила с ней публику, как лично знакомилась с художниками-самоучками и какие истории и тайны скрывают их яркие, полные жизни картины.