В канун празднования 290-летия Нижнего Тагила Александр Нейгебауэр, и. о. директора по финансам и экономике Уралвагонзавода, рассказал о том, с какими успехами встречает юбилей города головное предприятие корпорации «УВЗ», какой вклад в развитие крупнейшего промышленного центра Урала вносит это градообразующее предприятие. — Александр Юрьевич, насколько хорошо отработал коллектив предприятия? Каковы итоги финансового полугодия?— 290-летний юбилей Нижнего Тагила завод встречает ударным трудом. Производственные мощности загружены полностью, работа идет круглосуточно. За полгода произведено товарной продукции почти на 40 млрд рублей. Однако второе полугодие будет еще более напряженным, потому что годовая задача — достичь производства товарной продукции на сумму 95 млрд рублей. За полгода получена чистая прибыль в размере 4,1 млрд рублей. По году она должна составить 9,9 млрд.
— В сравнении с прошлым годом показатели растут?— Безусловно. Если сравнивать с 2011 годом, то объем производства и реализации вырос практически на 40%. За прошлый год мы заработали чистой прибыли чуть больше 8 млрд рублей. Рост составит 20–25%. Если сравнивать эти показатели с 2010 годом, который тоже считался успешным в деятельности Уралвагонзавода и где-то рекордным по своим показателям, то объемы производства выросли почти в два раза, ну а прибыль, соответственно, тоже практически в два раза. В 2010 году завод заработал чистой прибыли 5,7 млрд рублей.
— Каков прирост по видам продукции? Темпы, динамика?— Прирост есть по всем видам продукции. В 2011 году на Уралвагонзаводе было произведено 25,5 тыс. единиц подвижного состава. Это абсолютный рекорд. В нынешнем году планируем произвести 28 тыс. единиц железнодорожной техники. Такого объема производства ни одно предприятие не достигало никогда, даже в советское время. Если сравнивать с 2010 годом, то в 2010 году было произведено 19 300 единиц подвижного состава. Рост составит почти 70%.
Примерно на таком же уровне и темпы роста производства военной продукции.
— Осваивает ли Уралвагонзавод в этом году новые виды продукции?— Сегодня Уралвагонзавод идет по пути инновационного развития, в рамках этого направления освоение новых видов продукции — одна из важнейших тем. Наш основной успех в текущем году связан в том числе с многофункциональным транспортным средством ТМВ-2. Эта модель недавно сертифицирована, однако объем заказов превысил наши производственные возможности, и встает вопрос о какой-то даже дополнительной локализации производства на отдельной площадке.
Идет работа по созданию нового подвижного состава — полувагонов с повышенной нагрузкой на ось и с более длительным межремонтным пробегом. Задача — довести межремонтный пробег до 1 млн километров при существующих стандартах на сегодняшний момент в 500 тыс. километров. Это будет достигнуто путем использования современных материалов и технологий.
В 2012 году стал изготавливаться серийно вагон-самосвал (думпкар) модели 33-9808, предназначенный для перевозки вскрышных скальных пород и руд. На эту продукцию тоже сразу появились заказчики. Обозначился рынок сбыта.
— Насколько сегодня востребована продукция Уралвагонзавода, растет ли спрос? — Если говорить о гражданской продукции, то на сегодня спрос превышает предложение. И это несмотря на то, что в стране присутствуют определенные кризисные явления. Например, объемы грузовых перевозок по железной дороге уменьшаются. Притом что другие производители грузового подвижного состава сокращают свои объемы производства, на продукцию Уралвагонзавода спрос не просто сохраняется, но и увеличивается. На фоне всеобщего сокращения объемов покупатели и перевозчики подвижного состава в первую очередь стали обращать внимание на качество продукции. И здесь равных нашему грузовому подвижному составу в России нет.
Мы на 100% законтрактованы до конца этого года. Заказы уже переходят на будущий год. Работаем над тем, чтобы получить авансы и предоплаты на поставки 2013 года.
Что касается военного производства. Могу сказать, что производственные мощности загружены на 100 процентов. Заключен долгосрочный трехлетний контракт с Министерством обороны. Идет работа над заключением дополнительного трехлетнего контракта на увеличение объемов в интересах Министерства обороны.
— Задачи предприятия растут, а растет ли коллектив и заработная плата? — Завод работает круглосуточно. И наблюдается кадровый дефицит по основным специальностям. Мы усилили работу по насыщению основного конвейера специалистами с рабочими профессиями, такими как токарь, фрезеровщик, сварщик. Сегодня численность завода составляет практически 30 тыс. человек. Если сравнивать с 2010 годом, когда численность была 28,5 тыс. человек, растем.
Кадровая служба отдельно работает с техникумами, институтами Нижнего Тагила и Екатеринбурга. Только в первом полугодии текущего года более 300 специалистов стажировались на Уралвагонзаводе. После завершения стажировки многие из них остались работать на предприятии.
В 2011 году заработная плата выросла более чем на 30%, в первом полугодии 2012 года — почти на 25% в сравнении с 2011 годом и сейчас составляет 32 тыс. рублей.
Уровень заработной платы на Уралвагонзаводе превышает средний по городу примерно на 26 процентов, по области — на 30. И это мы говорим только о денежной части заработной платы. Но ведь есть еще и соцпакет, в который входит, например, бесплатное медицинское обследование и лечение в поликлиниках и профилакториях, которые обслуживают Уралвагонзавод. И возможность заниматься спортом в секциях, которые работают в спортсооружениях предприятия. И участие в культурных мероприятиях, которые проходят во Дворце культуры.
Могу сказать, что на социальное развитие, на программы по поддержке ветеранов, молодых семей и другие проекты в этой области Уралвагонзавод ежегодно тратит более 1 млрд рублей. Только в первом полугодии 2012 года на содержание объектов социальной сферы предприятие направило более 700 млн. На сегодняшний момент, мне кажется, эта цифра говорит о безусловной социальной значимости нашего предприятия для города.
Кроме того, Уралвагонзавод очень активно занимается и благотворительностью. В первую очередь деньги направляются на поддержку детских садиков и на содержание муниципальных видов транспорта. Только за первую половину этого года 110 млн было направлено именно на благотворительные цели. Это большая цифра.
— Вкладывает ли сегодня Уралвагонзавод в модернизацию производства? Как идет техническое перевооружение?— Инвестиционный бюджет предприятия превышает 10 млрд рублей. Это самый большой объем средств, которые за последние десять лет Уралвагонзавод вкладывал в свое собственное развитие. Деньги направляются на освоение новых технологий, на увеличение объемов производства, на улучшение условий труда сотрудников. И это прекрасная возможность в дальнейшем производить высококачественную и инновационную продукцию, соответствующую высочайшим мировым стандартам, к которым Уралвагонзавод стремится и которых уже фактически достиг.
Идет внедрение самого современного импортного оборудования крупнейших европейских производителей. Это обрабатывающие центры, это целые автоматизированные линии. Особо хочу отметить, что всю работу по локализации и монтажу этих линий мы осуществляем силами местных подрядных организаций. Сейчас на территории Уралвагонзавода работает 53 подрядчика из Нижнего Тагила и Екатеринбурга. Это не только рабочие места и налоги в местный бюджет, но и поддержка малого и среднего бизнеса, который очень активно развивается вокруг предприятия.
— Город наверняка ощущает, как стабильно развивается и растет производство на Уралвагонзаводе? Я имею в виду налоговые платежи в городской бюджет.— Это безусловно. Налоговые платежи растут ежегодно. Если мы говорим о 2010 годе, то платежи в бюджет Нижнего Тагила были более 300 млн рублей. В 2011 году они составили 500 млн. В 2012 году только за шесть месяцев было направлено 310 млн прямых платежей. Для бюджета Нижнего Тагила это значительная часть налоговых поступлений.