Спор двух транспортных монополий грозит срывом экспортных поставок нефти по ВСТО. «Транснефть» обвинила РЖД в монополизме, из-за того что компания ввела лимиты на оформление вагонов. В итоге на станции Грузовая скопилось огромное количество составов с нефтью, что ставит под угрозу график отгрузки танкеров в порту Козьмино. РЖД парируют: заявки на вагоны не были оформлены вовремя. Это уже второй конфликт между нефтяниками и железнодорожниками в этом году.
В конце июля РЖД, используя свое монопольное положение, в одностороннем порядке ввели лимиты на оформление порожних вагонов по станции Грузовая (принадлежит «Востокнефтетрансу» — «дочке» «Транснефти») и ограничили маршруты движения вагонов, сообщает «Транснефть-Логистика». В результате, утверждает компания, работа станции парализована, прием груженых нефтью составов остановлен. Таким образом, 15 груженых составов в настоящее время стоят на путях.
Перебои в движении и непредсказуемость действий со стороны РЖД побуждают «Транснефть» содержать парк вагонов «с запасом», пояснил РБК daily представитель «Транснефть-Логистики». До ввода второй очереди ВСТО, который запланирован на осень, «Транснефть» поставляет нефть по железной дороге от станции Сковородино в Амурской области до морского терминала Козьмино, откуда она экспортируется на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона (15 млн т ежегодно).
С 1 апреля транспортная монополия ввела полный запрет на погрузку нефти в вагоны-цистерны, которые по документам заводов-изготовителей не предназначены для перевозки темных нефтепродуктов. Для «Транснефти» этот запрет распространился не на все цистерны, а только на произведенные украинским «Азовмашем». Более тысячи из них компания использовала по данному маршруту и высказывала опасения, что ограничение серьезно подорвет поставки нефти по ВСТО. Однако благодаря вмешательству правительства цифру удалось уменьшить до нескольких сотен. В результате «Транснефти» пришлось в авральном порядке заменять выпадающий парк вагонами других производителей.
Нынешняя ситуация, по мнению трубопроводной монополии, ставит под угрозу график отгрузки танкеров в порту Козьмино и выполнение экспортной программы. В «Транснефть-Логистике» считают, что подобные действия РЖД ставят под сомнение законность их оснований и противоречат заключенным между РЖД и «Транснефтью» договорам. Компания намерена обратиться в ФАС и транспортную прокуратуру с жалобой на железнодорожников. Получить комментарий антимонопольного ведомства вчера не удалось.
В РЖД подтверждают, что ситуация со скоплением вагонов действительно существует. Однако причина ее в том, что операторы не имеют заявок на перевозку груза. Сейчас на Грузовой простаивает 800 порожних вагонов в ожидании оформления перевозочных документов операторами. «Работа станции парализована. Планируемая выгрузка составляет всего 250 вагонов при норме 720», — говорят в РЖД. Выходом из ситуации могло бы стать оформление вагонов в адреса других станций сети или на отстой на инфраструктуре дорог. Соответствующие письма направлены главам «Транснефти», «Транснефть-Логистики» и «Востокнефтетранса», говорится в сообщении РЖД. Представитель «Транснефть-Логистики» не согласен с обвинением. «Все документы были оформлены надлежащим образом и согласованы в июле с РЖД», — сказали РБК daily в компании.
Ведущий эксперт центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов считает, что проблемы логистики подвижного состава начались после разделения бизнеса РЖД. Реформа железнодорожников испытывает сложности из-за ряда несогласованностей в организации всего процесса грузоперевозок, полагает эксперт. Но основные проблемы возникают из-за конфликта интересов двух компаний. Еще в 90-е годы РЖД выступали против строительства этого трубопровода, желая сохранить за собой стратегический маршрут, а «Транснефть», в свою очередь, пытается снизить тарифы на транспортировку за счет нефтепровода, отмечает г-н Абзалов.
Прочитать материал полностью:
http://www.rbcdaily.ru/2012/08/03/tek/562949984451095