Статьи
17.07.2012

Умные технологии: ЕЭСК создает в Екатеринбурге интеллектуальную среду

ОАО «Екатеринбургская электросетевая компания» представило новый подход к развитию энергосетей города на ближайший период. В рамках выставки «Иннопром-2012» компания презентовала технологию Smart Grid («Интеллектуальная сеть»). Согласно идее ЕЭСК, к 2030 году в Екатеринбурге будет создана единая интеллектуальная энергосеть, соответствующая ключевым требованиям новой электроэнергетики. В новой системе найдется место и экологически безопасным технологиям, и электротранспорту. Примечательно, что уже первая проба пера будет в этом году: компания намерена установить до конца года первые заправочные станции для электромобилей. Далее ЕЭСК займется пилотным проектом по созданию интеллектуальной сети в одном из строящихся коттеджных поселков.

Фрагмент энергосети будущего
Фрагмент энергосети будущего

За последние пять лет в мировой энергетике технология Smart Grid стала приоритетным направлением развития. Новый подход предполагает равномерное распределение объемов генерации и потребления электрической энергии в течение суток, то есть «уплотнение» графика электрических нагрузок. Это позволит более эффективно использовать существующие мощности генерации и пропускную способность электросетевого комплекса, что в конечном итоге должно привести к оптимизации тарифов для конечного потребителя. Внедрение технологии будущего будет происходить поэтапно. Модернизация существующих энергообъектов и построение новых с учетом технологических требований, предъявляемых к сетям технологией Smart Grid, займет около 20 лет.

«На сегодняшний день всеми процессами в энергосистеме Екатеринбурга управляет диспетчер. Соответственно, высока роль человеческого фактора. Так, в случае каких-либо неполадок в системе специалисту может понадобиться больше времени на их устранение, чем технологии Smart Grid. Важным преимуществом Smart Grid для такого мегаполиса, как Екатеринбург, является то, что технология позволит автоматически диагностировать и локализовать повреждения энергосети, тем самым организовывать электроснабжение аварийных участков через неповрежденные участки практически мгновенно», — поясняет начальник управления транспорта электрической энергии ОАО «ЕЭСК» Андрей Кошкин.

Андрей Кошкин: влияние человеческого фактора будет сведено к минимуму
Андрей Кошкин: влияние человеческого фактора будет сведено к минимуму

Кроме того, интеллектуальная сеть должна быть готова и к сложно прогнозируемым потокам энергии, генерируемым альтернативными источниками энергии — солнечными батареями, ветряными электрогенераторами. Пока что это сделать достаточно трудно, поэтому такие источники не подключены в общую энергосеть города и присутствуют у потребителя лишь в частном порядке.

Важным элементом функционирования Smart Grid является электротранспорт — именно электромобили, которые преимущественно заряжаются в ночное время, позволяют сократить разрыв между дневным максимумом и ночным минимумом энергопотребления.

Отметим, что в Екатеринбурге первый электромобиль приобрело ОАО «ЕЭСК» для изучения функционирования электрокаров в российских условиях и возможностей развития электротранспорта в городской среде в целом. На следующем этапе ОАО «ЕЭСК» планирует включить в систему Smart Grid общественный транспорт Екатеринбурга. Для реализации данного этапа необходим перевод метро и наземного общественного электротранспорта на аккумуляторные батареи.

Первый электромобиль на Урале
Первый электромобиль на Урале

«Если в ближайшее время развитие электротранспорта в России будет идти такими же темпами, как в Европе, то нам как сетевой организации необходимо понимать, где и каким образом лучше всего разместить источники питания. Кроме того, электротранспорт интересен тем, что потребители используют автомобиль днем, а заряжают его ночью, то есть они решают одну из главных проблем — сглаживают ночные минимумы, в то время как сейчас энергосистеме приходится держать определенные резервы для покрытия разрывов между максимумом и минимумом суточного потребления», — отметил Андрей Кошкин.

В этом году в Екатеринбурге появятся и первые заправочные станции. Одна из них, представленная на «Иннопроме», будет перенесена на улицы города сразу по окончании выставки. Другая, предназначенная для быстрой подзарядки электрокара, появится до конца этого года.

В скором времени на улицах города можно будет увидеть такие «заправки»
В скором времени на улицах города можно будет увидеть такие «заправки»

В ОАО «ЕЭСК» обращают внимание: широкому распространению технологии Smart Grid в настоящее время препятствует ее относительно высокая стоимость. Вместе с тем мы помним, что еще лет десять-пятнадцать назад такой же роскошью считался сотовый телефон. Таким образом, если развитие технологий в электроэнергетике будет идти аналогичными темпами, то в ближайшие десять лет возможно значительное снижение стоимости интеллектуальных решений. Впрочем, первые «умные» элементы в энергосети Екатеринбурга появятся уже через два года.

«Первый реальный пилот мы намерены реализовать при создании распределительного сетевого комплекса в будущем поселке под условным названием «Медный-2». Одна из задач пилотного проекта — разработать конкретные предложения по созданию участка интеллектуальной сети. Первая очередь строительства поселка намечена на 2014 год, думаю, что к этому году мы определимся с оборудованием и внедрим первые элементы Smart Grid», — рассказал заместитель главного инженера ОАО «ЕЭСК» Дмитрий Померанец.

Дмитрий Померанец: «Уже сейчас ЕЭСК внедряет более экологически безопасные технологии»
Дмитрий Померанец: «Уже сейчас ЕЭСК внедряет более экологически безопасные технологии»

«При реконструкции и в новом строительстве мы уходим от маслопропитанных кабельных линий, заменяем их КЛ с изоляцией из шитого полиэтилена (СПЭ). Кроме того, под экологической безопасностью нужно понимать и электробезопасность. Поэтому при реконструкции и строительстве новых линий электропередач среднего напряжения и 0,4 кВ (так называемого бытового) применяем самонесущие изолированные провода, которые, в отличие от голых проводов, даже при обрыве или падении дерева на ЛЭП (например, при природных катаклизмах) исключают возможность поражения электрическим током. В силовом оборудовании мы практически полностью отказались от маслонаполненного оборудования, применяя вакуумные (для среднего напряжения) и элегазовые выключатели, и — особенно в жилых кварталах — применяем трансформаторы среднего напряжения с сухой (литой) изоляцией», — добавил Дмитрий Померанец.

Если уже сегодня ОАО «ЕЭСК» идет в ногу с мировыми тенденциями в энергетическом строительстве, то, очевидно, завтра Екатеринбург ожидает как минимум доступный электротранспорт, а послезавтра станет реальностью интеллектуальная сеть Smart Grid.
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
07.03.2013 В Екатеринбурге заработали первые зарядные станции для электромобилей

В рамках пилотного проекта по развитию интеллектуальной системы электроснабжения Smart Grid, внедряемого ОАО ...

07.03.2013 В Екатеринбурге начали работу первые зарядные станции для электромобилей

УрБК, Екатеринбург, 07.03.2013. В рамках пилотного проекта по развитию интеллектуальной системы электроснабжения Smart ...

23.08.2012 Сотрудники ОАО «ЕЭСК» испытывают электромобиль в действии

УрБК, Екатеринбург, 23.08.2012. В настоящий момент электромобиль, приобретенный ОАО «Екатеринбургская электросетевая ...

13.07.2012 В рамках выставки «Иннопром-2012» ОАО «Екатеринбургская электросетевая компания» презентовало технологию Smart Grid

УрБК, Екатеринбург, 13.07.2012. В рамках выставки «Иннопром-2012» ОАО «Екатеринбургская электросетевая компания» ...

28.06.2012 ОАО «ЕЭСК» в ходе «Иннопрома-2012» презентует новую интеллектуальную систему Smart Grid

УрБК, Екатеринбург, 28.06.2012. На выставке «Иннопром 2012» с 11-15 июля 2012 года ОАО «ЕЭСК» презентует новую ...