Продолжает разгораться конфликт между Управлением Росреестра по Свердловской области и риэлторами. Управление заявило о том, что именно риэлторы являются главной причиной длинных утренних очередей в офисе госструктуры. По версии ведомства, именно агенты, при попытках купить и перепродать заветные талоны на сделку, мешают гражданам нормально взаимодействовать с управлением. Представители рынка недвижимости полагают, что вины риэлторов тут нет и быть не может: торговать талонами не позволяет сама схема их получения, а причиной задержек является просто плохая работа ведомства.
Напомним, ранее свердловское отделение Росреестра добилось возбуждения 18 уголовных дел против риэлторов, которые создают очереди за талонами в отделениях управления Росреестра и не дают людям взаимодействовать с ведомством. Об этом сообщила пресс-секретарь управления Росреестра по Свердловской области Марина Гущина.
«Риэлторы сами торгуют талонами. 18 уголовных дел было заведено против вот этих вот риэлторов, которые создают очереди и не дают людям нормально взаимодействовать с Росреестром», — сказала тогда Марина Гущина.
Эксперты утверждают, что торговать талонами — это признак невысокого профессионализма. Как рассказал маркетинг-менеджер Центра недвижимости «Северная Казна» Артемий Лесников, промышляют подобным вовсе не риэлторы, а посредники, которых нужно привлекать за это к ответственности.
«На рынке недвижимости Екатеринбурга более 900 организаций оказывают услуги населению. При этом количество компаний, которые прошли добровольную сертификацию в УПН не более 250. Работа членов Уральской палаты недвижимости регламентируется внутренними стандартами, и спекуляция талонами не допустима для профессиональных риэлторов. Если вы стали свидетелем того, что сотрудник какого-либо агентства недвижимости в корыстных интересах ущемляет ваше право свободно, в порядке очереди, сдать документы в Управление Росреестра, то вы смело можете сообщить об этом факте директору агентства, а также в комиссию по этике УПН. В частности, наша компания имеет положительный опыт сотрудничества с Управлением Росреестра, и даже подключена к системе дистанционной подачи документов в Управление. Совсем другое дело, когда действуют посредники, которые не являются членами УПН. Они также могут осуществлять свою деятельность и привлечь их к ответственности гораздо сложнее, так как свой ущерб придётся доказывать через суд. Гражданам, которые хотят самостоятельно сдать документы в Управление Росреестра, можно лишь только посоветовать проявить сознательность и не приобретать талоны у посредников», — говорит Артемий Лесников.
По мнению руководителя аналитического отдела группы компаний «Новосел» Сергея Меньшенина, управление Росреестра само не создает нормальных условий для того, чтобы избавить себя и посетителей от очередей.
«На мой взгляд сам Росреестр не создаёт необходимые условия для оказания услуг. Понятно, что проще обвинить в этом риэлторов. Организация процесса, тем не менее, принадлежит Росреестру, и они сами могут сделать так, что бы это было доступно простым людям. Сегодня у нас интернет полностью вошёл в жизнь людей, через сайты можно решить множество вопросов. Отчасти, вину риэлторов, которые на талонах зарабатывают деньги, не нужно отрицать, есть и такие, которые зарабатывают деньги на этих очередях, я вполне в это верю. Но я считаю, что решение проблемы полностью в руках Росреестра», — отмечает специалист.
Решить проблему очередей можно, просто увеличив количество специалистов, ведущих прием людей, или удлинив им рабочий день, считает генеральный директор агентства недвижимости «Метрополия» Сергей Бузунов.
«Представьте себе, что риэлторы приходят рано и стоят в очереди оттого, что они вредные. Очевидно, если бы Росреестр организовал нормально работу, то люди бы проходили и участвовали в сделках все, и не было бы такой ситуации. Решить эту проблему может только сам Росреестр: можно сделать больше окон, сделать больше часов работы. Не от хорошей жизни риэлторы там стоят. Никто не захочет вставать в 5 утра просто так. Но никто не берёт больше талонов, чтобы остановить кому-то работу. А возбуждение уголовных дел проблему не решит, это только показывает, что Росреестр как-то реагирует на жалобы граждан, но не более», — полагает Сергей Бузунов.
Кроме всего прочего, трудно представить себе, как можно продавать талоны, если схема их выдачи попросту не позволяет делать это, говорит директор агентства недвижимости ООО «СпецПроект» Максим Климов. А избавиться от очередей можно, если перевести данную услугу в электронную форму. Однако чиновники пока не совсем созрели до того, чтобы отказаться от живой работы в пользу виртуализации, говорит эксперт.
«Что касается обвинений в торговле талонами, то это однозначно не правда. Действительно, есть ситуации, где можно получить что-то за деньги, но к очередям это не имеет никакого отношения. Риэлторы приходят и получают талоны на таких же правах, как и физические лица. Схема получения талона продумана, и как его потом можно купить, не совсем понятно. Вообще президент давно дал распоряжение перевести госуслуги в Интернет. Но, фактически, это все еще сырое, и в дело не производится. Мы к этому придем, но когда — непонятно», — заявляет Максим Климов.
УрБК будет следить за эскалацией конфликта.
Валентина Попова