Роспотребнадзор: ООО «Уральская домофонная компания» не имеет права взимать плату с жителей без заключения с ними договора
УрБК, Екатеринбург, 12.05.2012. Оплата услуг ООО «Уральская домофонная компания» (ранее — ООО «Факториал-ЕК») может производиться только при заключении договора жителей с компанией. Такие разъяснения дает Октябрьский отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области.
Напомним, уже несколько лет продолжается конфликт за бренд «Факториал».
«Этот скандал — продолжение долгой «войны «Факториалов», когда потребителям стали приходить сразу две квитанции от «Факториалов», написание которых различалось только тире. Тяжбы все еще продолжаются в судах», — напоминают в Роспотребнадзоре.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 17 февраля 2011 года, вынесенным в пользу «Факториала» (вступило в законную силу), ООО «Уральская домофонная компания» запрещено использовать название «Факториал».
С 2010 года в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в Октябрьском районе и Кировском районе Екатеринбурга стали поступать многочисленные обращения граждан с жалобами на получение досудебных уведомлений от ООО «Уральская домофонная компания», в которых их обвиняли в создании задолженности в размере 650–760 рублей. В случае отказа получателям уведомлений грозят судебным разбирательством, описью имущества, наложением взыскания на заработную плату (пенсию или стипендию).
«Рассылка документов вызвала неоднозначную реакцию: потребители в недоумении: бумажка выглядит страшно, а за домофоны заплачено до конца года, при этом у основного числа потребителей заключены договора на обслуживание домофона именно с ООО «Факториал ЕК», — отмечают в Роспотребнадзоре.
ТО Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в Октябрьском районе и Кировском районе Екатеринбурга в отношении ООО «Уральская домофонная компания» по указанным выше фактам было проведено административное расследование.
Установлено, что ООО «УДК» (ранее — ООО «Факториал-ЕК»), полагая, что является надлежащим исполнителем (на основании договора уступки прав (требований) с 1 июля 2009 года приняло в полном объеме права (требования) к должникам, то есть гражданам, являющимися заказчиками по договорам, заключенным ранее с ООО «Факториал-Е»), осуществило рассылку квитанций с выставленной оплатой за месяц (32 руб./мес. — с квартирным аппаратом; 15 руб./мес. — без квартирного аппарата), абонентские книжки, а также досудебные уведомления с требованием погасить сумму задолженности, возникшую у потребителей еще перед ООО «Факториал-Е».
При этом своевременно перед тем, как приступить к оказанию бытовых услуг, ООО «Уральская домофонная компания» не оформило в письменном виде ни новый договор, ни изменения к договорам, ранее заключенными ООО «Факториал-Е», не представило доказательств перехода права требования, а также не указало, за какой период у абонентов возникла задолженность за оказанные услуги (доказательства оказания услуг ООО «УДК» (акты выполненных работ и т.д.) отсутствуют), бездействие ООО «УДК» квалифицировано по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
Специалисты Октябрьского отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области считают необходимым разъяснить потребителям, что в данном случае речь идет о возмездном оказании услуг.
В соответствии с п.п. 3, 4 постановления правительства РФ от 15.08.1997 г. № 1025 «Об утверждении правил бытового обслуживания населения в РФ» договор на выполнение работ оформляется в письменном виде и должен содержать в том числе фирменное наименование (наименование) и местонахождение (юридический адрес) организации-исполнителя; вид услуги (работы); цену услуги (работы); другие необходимые данные, связанные со спецификой оказываемых услуг (выполняемых работ); должность лица, принявшего заказ, и его подпись, а также подпись потребителя, сдавшего заказ. Один экземпляр договора выдается исполнителем потребителю.
При этом исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о конкретном лице, которое будет оказывать услугу (выполнять работу).
Кроме того, в силу ч. 2 ст. 307 ГК РФ обязательства возникают в том числе из договора.
На основании ч. 1 ст. 385 ГК РФ должник вправе не исполнять обязательство новому кредитору до предоставления ему доказательства перехода требования к этому лицу.
В соответствии с ч. 1 ст. 452, ч. 3 ст. 453, ст. 160, ч. 1 ст. 161 ГК РФ сделки между юридическим лицом и гражданином должны совершаться в простой письменной форме. Обязательства считаются измененными с момента заключения соглашения сторон об изменении договора, при этом соглашение об изменении договора совершается в той же форме, что и договор.
Поэтому, прежде чем заключать новый договор (оплачивать квитанцию с новыми реквизитами), потребителям необходимо получить информацию о наименовании и реквизитах исполнителя, а главное — о потребительских свойствах предлагаемой услуги. В силу Закона РФ № 2300-1 от 07.02.1992 г. «О защите прав потребителей» исполнитель обязан предоставить в полном объеме достоверную информацию.
Во избежание недоразумений в дальнейшем рекомендуется всем потребителям внимательно сверять реквизиты, указанные в квитанции на оплату, с реквизитами в договоре, подписанном с исполнителем услуги. Право требовать оплаты оказанных услуг возникает лишь у того исполнителя, с которым у потребителя оформлен в письменном виде договор.
Таким образом, прежде чем заключить новый договор, если принято такое решение, необходимо направить в адрес прежнего исполнителя заявление о расторжении договора. В соответствии со ст. 32 Закона РФ № 2300-1 от 07.02.1992 г. «О защите прав потребителей», потребитель вправе в любое время отказаться от исполнения договора об оказании услуг при условии оплаты исполнителю суммы задолженности, а исполнитель обязан вернуть сумму внесенной предоплаты (при наличии). При заключении договора на обслуживание домофона следует обратить внимание на следующее. В силу Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» исполнитель обязан предоставить потребителю исчерпывающую информацию не только об оказываемой услуге, но и о своем наименовании, а также о реквизитах для оплаты оказываемых услуг и несет ответственность за предоставление недостоверной информации.