Экономия на безопасности: «Кольцово» оштрафован за то, что аэропорт не дает работать ФСБ
Арбитражный суд Свердловской области оштрафовал ОАО «Аэропорт Кольцово» за нарушение лицензионных условий деятельности. Сумма штрафа небольшая — всего 30 тысяч рублей, однако имеющиеся нарушения в системе средств связи препятствуют работе служб безопасности. Вердикт суров: «Нарушение условий лицензирования, выразившееся в несоответствии сетей и средств связи, используемых ОАО «Аэропорт Кольцово», установленным требованиям, свидетельствует о возможности создания угрозы безопасности государства». Представители аэропорта в суде заявляли, что на устранение неполадок денег нет, и оправдывались значительными тратами на организацию саммита ШОС. Суд, впрочем, эту ремарку не принял: за три года предприятие могло бы найти деньги. Тем более что компания, как известно, находит средства на покупку активов в других регионах.
Арбитражный суд Свердловской области привлек ОАО «Аэропорт Кольцово» к ответственности за нарушение лицензионных условий осуществления деятельности в виде штрафа в размере 30 тыс. рублей. Соответствующее решение размещено на сайте суда. Суд подтвердил, что технические средства связи на территории аэропорта не соответствуют требованиям к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий, что является нарушением условий, предусмотренных лицензией. Судя по всему, фактически аэропорт установил собственную сеть связи, а на обязательной по закону системе СОРМ, необходимой для силовиков, сэкономил. Таким образом, в условиях какой-либо ЧС службам безопасности будет проблематично проводить оперативно-розыскные мероприятия на территории такого стратегического объекта, как аэропорт.
«В данном случае нарушение условий лицензирования, выразившееся в несоответствии сетей и средств связи, используемых ОАО «Аэропорт Кольцово», установленным требованиям, свидетельствует о возможности создания угрозы безопасности государства», — отмечает в своем решении арбитражный суд.
Юристы аэропорта в суде заявляли, что у них нет ни технической, ни финансовой возможности устранить нарушения. План мероприятий по внедрению технических средств СОРМ на сети электросвязи был разработан ОАО «Аэропорт Кольцово» совместно с УФСБ еще в 2008 году, но не был реализован. В аэропорту сослались на сложную финансовую ситуацию из-за саммита ШОС в 2009 году. Как и ожидалось, аргумент «денег нет» судом воспринят не был.
«Ссылка на сложное финансовое положение в 2009 году, в связи с проводимыми мероприятиями по подготовке к проведению заседания Совета глав государств — членов Шанхайской организации сотрудничества, рассмотрена судом, но не может быть учтена в качестве обстоятельства, исключающего вину общества, поскольку необходимых и достаточных мер для предотвращения либо устранения в возможно короткие сроки длящегося с 2009 года правонарушения обществом предпринято не было», — говорится в решении арбитражного суда.
Отметим, что, несмотря на заявленную нехватку денежных средств, в прошлом году ОАО «Аэропорт Кольцово» приобрело 73,6% акций аэропорта Стригино в Нижнем Новгороде. Свердловские депутаты не раз заявляли, что компания регулярно получает налоговые преференции от областных властей. Очевидно, что средства у руководства аэропорта явно имеются.
Перспективы апелляции вынесенного решения юристы оценивают крайне невысоко, они считают, что Кольцово не будет ссориться с ФСБ и Роскомнадзором.
«Потенциальная возможность оспорить принятое решение суда стремится к нулю, поскольку избежать административной ответственности, особенно за такое правонарушение, можно исключительно при наличии процессуальных нарушений контролирующих органов. Если же суд привлек, значит процессуальных нарушений нет. А апелляционная инстанция крайне редко отменяет решения первой по административным делам. Учитывая, что кассационное производство из-за величины штрафа в этой ситуации невозможно (величина штрафа должна быть больше 100 тыс. рублей), шансы избежать ответственности невелики», — полагает руководитель аналитической службы Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности taxCOACH Анастасия Тайшина.
При этом, как следует из материалов дела, с 2010 года аэропорт вел переписку с ФСБ, срок давности по привлечению к административной ответственности составляет всего два месяца.
«КоАП РФ устанавливает сроки давности привлечения к административной ответственности, которые по длящимся нарушениям отсчитывается с момента обнаружения нарушения. По инкриминируемой Кольцово ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности — два месяца. Как следует из решения, Кольцово переписывалось с уполномоченными органами по этому поводу еще в 2010 году, то есть срок давности привлечения к ответственности по этому нарушению давно прошел. Однако, учитывая бесспорность факта нарушения и небольшой размер штрафа, я думаю, что аэропорт не будет его оспаривать. Показательно, что представители ОАО «Аэропорт Кольцово» даже не участвовали в арбитражном процессе», — считает старший партнер группы правовых компаний «Интеллект-С» Роман Речкин.
«Как следует из текста решения, представители Кольцово фактически признали факт нарушения со своей стороны, обосновав это финансовыми трудностями в 2009 году. Кроме того, они признали возможность выполнения указанных работ. Исходя из этого, вероятность изменения решения при апелляции крайне низкая», — полагает юрист Роман Фадеев.
В Кольцово на запрос УрБК о причинах столь странной в наше непростое время экономии на безопасности сегодня предпочли не отвечать. Возможно, в силу большой занятости: екатеринбургский аэропорт готовится принять международный авиационный форум Routes CIS («Рутс СНГ»), который впервые пройдет на территории России.