Обзор прессы
12.04.2012

«Уральский рабочий» и Любовь Шаповалова: Недоделанный

Не сегодня-завтра на Среднем Урале начнется посевная кампания, крестьяне готовят технику к выходу в поле. Основная тягловая сила — преимущественно иностранного происхождения. Самое время спросить, а где же наш уральский трактор, который должен был взять на себя роль коренника в техническом перевооружении сельского хозяйства региона?

Напомним: проект «Уральский трактор» — детище бывшего губернатора Эдуарда Росселя. Задумав разместить производство сельхозтехники на Среднем Урале, региональная власть решала две задачи. С одной стороны, были бы загружены производственные мощности «Уралвагонзавода», в те годы испытывающего трудности с оборонным заказом. С другой стороны, крестьяне получали в распоряжение универсальный отечественный трактор, что ослабило бы зависимость аграриев от импортной техники.

Изобретать велосипед тагильским танкостроителям не пришлось: за основу был взята модель, разработанная на Липецком тракторном заводе, комплектация предполагалась отечественными узлами. И уже в 2004 году в Нижнем Тагиле началось серийное производство РТМ-160. Инициаторы проекта не скупились на дифирамбы конверсионному изделию, называя его предметом гордости уральских машиностроителей, не имеющим аналогов на российском рынке. В рекламных буклетах РТМ-160 позиционировался как «энергонасыщенный модуль, позволяющий использовать несколько широкозахватных комбинированных агрегатов одновременно, навешивая их спереди и сзади, чтобы осуществлять несколько операций с использованием передовых агротехнологий». К числу достоинств производители относили также одинаковый размер колес, что обеспечивало высокую маневренность трактора и бережное отношение к земле и посевам.

А вот отзывы счастливчиков, первыми опробовавших тагильский трактор в деле, оказались более сдержанными. Механизаторы жаловались на частые поломки агрегата, сетовали на отсутствие адаптированной линейки навесного оборудования. Громкий скандал случился в Ирбитском районе. Намаявшись с тагильским трактором, сельхозпроизводители потребовали от вагоностроителей забрать негодную технику обратно и вернуть потраченные на нее деньги. Добровольно эти требования не были удовлетворены, истцам пришлось решать дело в арбитражном суде.

Есть ли будущее у уральского трактора и способны ли тагильские машиностроители производить сельхозтехнику, не уступающую зарубежной? В поисках ответа на эти вопросы собственные корреспонденты «Уральского рабочего» побывали в хозяйствах, встретились со специалистами, побеседовали с экспертами.

Сергей Шарапов, начальник отдела энергосбережения, технической политики и охраны труда министерства сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области:

— Практически ни один из тракторов, выпущенных на «Уралвагонзаводе», сегодня не используется по прямому назначению, хотя неоднократно предпринимались попытки довести машину до ума. Года два мы плотно работали с заводом, ездили туда с потребителями, которые просили наладить качественное сервисное обслуживание техники. Но сервисный центр приказал долго жить, вместе с ним, можно сказать, еще в пеленках умер и трактор. Заявки на поставку запасных частей завод не выполняет, хотя находится под боком у пользователей. Сегодня можно со всей определенностью сказать, что как машиностроительное предприятие сельскохозяйственного профиля «Уралвагонзавод» не состоялся. Хотя изначально идея была хорошая, надежды на тагильчан возлагались большие. Я как технарь искренне сожалею, что не удалось реализовать перспективный проект. Возможно, у челябинцев получится лучше.

Сергей Чемезов, советник члена Совета Федерации РФ Эдуарда Росселя, до 2010 года — министр сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области:

— Сам по себе проект был хорошим, причина его провала, на мой взгляд, заложена в самой системе госкорпорации, в которую входит «Уралвагонзавод». Чтобы машиностроители могли сосредоточить интеллектуальные и финансовые ресурсы для решения поставленной задачи, нужно было создавать отдельное мощное производство. На самом деле все ограничилось опытно-производственным участком, который занимал разве что тысячную долю в общем объеме производства «Уралвагонзавода».

Вторая ошибка состояла в том, что в качестве базисной модели был взят липецкий трактор, который с 1985 года так и не запущен в серию. Возможно, если бы уральские машиностроители решали проблему с чистого листа, результаты были бы более впечатляющими. Хотя по большому счету заниматься ею следовало бы государству, ведь до сих пор в России нет отечественного модульного трактора, в котором нуждаются и коллективные, и фермерские хозяйства. Сейчас в основном их выручают белорусские колесники, которые по цене процентов на 30 дешевле отечественных, вдобавок неплохо оснащены навесными орудиями.

Если считать «Беларусь» «иномаркой», то в целом сельское хозяйство России на 80% укомплектовано импортными тракторами, причем процентов 60 — западная техника.

Прочитать материал полностью: http://uralsky-rabochi.ru/society/4367/
Вернуться в раздел » Обзор прессы
Материалы по теме
11.04.2014 45 лет назад на Челябинском тракторном заводе изготовили первый трактор Т-130

УрБК, Екатеринбург, 11.04.2014. 12 апреля 1969 года на опытном производстве Челябинского тракторного завода (ЧТЗ, ...

14.11.2013 Денис Паслер вручил ключи от сельхозтехники лучшим свердловским агропредприятиям

УрБК, Екатеринбург, 14.11.2013. Вчера председатель свердловского правительства Денис Паслер поздравил работников ...

20.08.2012 На выставке «Оборона и защита — 2012» ОАО «НПК «Уралвагонзавод» представит новый трактор

УрБК, Екатеринбург, 20.08.2012. На VII Международной выставке «Оборона и защита — 2012» ОАО «НПК «Уралвагонзавод» ...

12.04.2012 Бывший министр сельского хозяйства Свердловской области Сергей Чемезов: причина провала проекта «Тагильский трактор» — в самой системе госкорпорации, в которую входит Уралвагонзавод

УрБК, Екатеринбург, 12.04.2012. «Сам по себе проект «Тагильский трактор» был хорошим, причина его провала, на мой ...

12.04.2012 Начальник отдела технической политики министерства сельского хозяйства Свердловской области Сергей Шарапов: Уралвагонзавод не выполняет заявки на поставку запчастей к выпущенным тракторам

УрБК, Екатеринбург, 12.04.2012. «Практически ни один из тракторов, выпущенных на Уралвагонзаводе, сегодня не ...