По факту сговора на рынке дорожного строительства между ЗАО «Форатек ЭнергоТрансСтрой» и ОАО «Свердловскавтодор» может быть возбуждено уголовное дело. Такой возможности не исключают в свердловском УФАС. Ведомство констатирует: компании нарушили антимонопольное законодательство и речь идет о вполне конкретном ущербе для бюджета. Юристы призывают не торопить события, признавая при этом, что ставить точку в скандальном деле рано.
Напомним, депутат Екатеринбургской городской думы Леонид Волков направил заявления в свердловское УФАС и в управление Генеральной прокуратуры по Уральскому федеральному округу с просьбой провести проверку возможного картельного сговора в тендерах на дорожное строительство. «Форатек» заподозрили в том, что компания со странной регулярностью получает выгодные контракты на ремонт дорог в Свердловской области. УФАС жалобы рассмотрело и предметно заинтересовалось только одной из них.
Антимонопольное ведомство признало нарушение пункта 2 части 1 статьи 11, подразумевающее наличие сговора между участниками рынка. Нарушение выявлено при реализации контракта на строительство дороги в районе деревни Деревяшино в Ирбитском районе.
ГБУ СО «Управление автомобильных дорог» 27 июля 2010 года провело открытый аукцион на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги д. Деревяшино — с. Ключи на территории Ирбитского муниципального образования. К участию в аукционе были допущены две компании — ЗАО «Форатек ЭнергоТрансСтрой» и ОАО «Свердловскавтодор». Начальная (максимальная) цена контракта составляла 61,27 млн. рублей. При этом каждый из участников только один раз снизил цену контракта: «Свердловскавтодор» — до 60 966 498 руб. (минус 0,5% от начальной цены), «Форатек ЭнергоТрансСтрой» — до 60 660 133 руб. (минус 1% от начальной цены).
Довод ОАО «Свердловскавтодор» о том, что снижение цены на торгах более чем на 1% было бы нерентабельным, не признан комиссией обоснованным.
«Победителем аукциона признано ЗАО «Форатек ЭнергоТрансСтрой», с которым и был 13 августа заключен государственный контракт, еще за 2 дня до заключения которого победитель данного аукциона 11 августа заключил с проигравшим участником этого же аукциона договор субподряда, предмет которого полностью совпадал с предметом указанного контракта, но вот только цена уже была ниже, чем в контракте, и составила 54,59 млн. рублей», — говорится в решении УФАС.
Как сообщают в ФАС, победитель аукциона не представил каких-либо доказательств, подтверждающих непосредственное исполнение им в рамках государственного контракта каких-либо работ. Работы же по указанному контракту выполнял проигравший участник аукциона — «Свердловскавтодор» — по договору субподряда с победителем.
«Поскольку причиненный государству ущерб превышает 1 млн. рублей, постольку имеются основания для передачи материалов данного дела в правоохранительные органы для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела по ст. 178 УК РФ», — констатировала начальник управления Татьяна Колотова.
«Форатек» и «Свердловскавтодор» распилили три дорожных конкурса на общую сумму более 200 млн. рублей, что дает основания для возбуждения в отношении руководителей этих компаний уголовного дела по ст. 178 УК РФ, на компании же будет наложен штраф в размере от 1 до 15% от всей выручки, полученной ими на рынке дорожного строительства Свердловской области за 2011 год. Речь идет, таким образом, о штрафах в десятки миллионов рублей и вполне реальных перспективах реальных тюремных сроков для руководителей «Форатека» — Петра Короткевича и Александра Колтонюка», — уверен Леонид Волков.
Независимые юристы, признавая, что дело может получить интересное развитие, призывают с выводами не торопиться.
«В решении есть прямое указание о направлении материалов для проверки на предмет наличия в действиях руководства компаний «Форатек ЭнергоТрансСтрой» и «Свердловскавтодор» состава преступления, предусмотренного статьей 178 УК РФ «Недопущение, ограничение или устранение конкуренции», а с учетом содержания вынесенного решения речь идет о так называемом картельном сговоре», — отметила партнер ЗАО «Группа компаний «Правовые интересы» Анна Чернышева.
«Однако перспектива реального привлечения к уголовной ответственности пока не столь очевидна. «Форатек» имеет возможность оспорить решение в суде — для этого ему дано 3 месяца. Антимонопольная служба, как правило, выдерживает этот срок, а также весь период, когда дело находится на рассмотрении, и только потом направляет документацию в органы следствия. Тем не менее случаи привлечения к ответственности за картель нередки, ежегодно возбуждается несколько десятков подобных дел только по Уральскому региону. В любом случае «Форатеку» не избежать административной ответственности», — считает Анна Чернышева.
Юрист добавила, что если следствие заинтересуется другими контрактами «Форатека», то будет иметь значение, охвачены ли все они единым умыслом либо каждый раз имел место вновь возникший умысел, а также будет приниматься во внимание размер ущерба и наличие коррупционной составляющей. От этого, по ее словам, зависит квалификация деяния.
Партнер юридической компании Vinder Law Office Максим Коновалов не исключает, что разбирательство будет перенесено в арбитражный суд.
«Мне представляется, что возбуждение уголовного дела в данном случае маловероятно, поскольку из опубликованного решения УФАС не усматривается установление и/или поддержание ЗАО «Форатек ЭнергоТрансСтрой» и ОАО «Свердловскавтодор» «монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, необоснованного отказа или уклонения от заключения договора, ограничения доступа на рынок», что является необходимым условием для привлечения к уголовной ответственности по ст. 178 УК РФ. Также следует заметить, что данный состав преступления редко применяется в правоприменительной практике. По моему мнению, наиболее вероятный сценарий развития данной ситуации — привлечение ЗАО «Форатек ЭнергоТрансСтрой» и ОАО «Свердловскавтодор» к административной ответственности (по ст. 14.32 КоАП РФ) и перенос спора в арбитражный суд, который и должен поставить точку в деле», — отметил Максим Коновалов.