Не до развития: менеджмент «УП-УП» увлекся непрофильным бизнесом
ОАО «Корпорация развития», бывшее ОАО «Урал промышленный — Урал Полярный», сдает позицию за позицией. После фактического отказа в федеральном бюджетном финансировании компания угодила в коррупционный скандал, знаковые подпроекты перенесены на неопределенный срок, и, очевидно, чтобы чем-то занять себя, менеджмент начинает заниматься откровенно непрофильным бизнесом. Между тем число вопросов к команде Александра Белецкого множится.
Руководство ОАО «Корпорация развития» готово заниматься едва ли не любым бизнесом, который может принести прибыль. При этом презентованные некогда как вполне реальные инфраструктурные проекты корпорации один за другим уходят в небытие.
Напомним, фактически «УП-УП» — это проект железной дороги с необходимой сопутствующей инфраструктурой вдоль восточного склона Урала от Ивделя до Салехарда и нанизанная на нее промышленная инфраструктура. Когда-нибудь по этой магистрали с приполярного севера на промышленный юг Урала якобы должно пойти сырье для свердловских и челябинских металлургов. В мае 2005 года на совещании по вопросам социально-экономического развития Уральского федерального округа проект презентовали тогда еще президенту РФ Владимиру Путину, тому предложение показалось интересным.
На утрату иллюзий ушли годы.
Сегодня нерентабельным признано и строительство 800-километровой железной дороги от Свердловской области до Ямала (Полуночное — Обская). Опять же — по причине нерентабельности, то есть неподтвержденности грузовой базы для этой дороги.
«Подтвержденные прогнозы по грузоперевозкам сегодня — лишь 5 миллионов тонн при минимально необходимых 17–20. Именно поэтому недавно полпред президента Евгений Куйвашев обозначил, что строительство железной дороги по восточному склону Уральских гор отнесено к следующему, не сегодняшнему этапу работы Корпорации развития», — заявил журналистам директор департамента геологии и горнорудных производств ОАО «Корпорация развития» Дмитрий Басков.
Не сбылись амбициозные надежды и на потенциал месторождений. В результате проведенных геологоразведочных работ на территории Северного, Приполярного и Полярного Урала прогнозные объемы полезных ископаемых подтверждены не были.
Итогом стала потеря федеральной поддержки. После этого корпорация заявила о «ребрендинге» и сменила название. Другой стала и политика, направленная теперь на самостоятельное зарабатывание средств к существованию. Сейчас команда Белецкого пытается выжать прибыль отовсюду, откуда это возможно.
Так, к примеру, корпорация заключила договор с ГУП СО «Облкоммунэнерго» о финансировании строительства и модернизации ряда объектов теплоснабжения в Свердловской области. Она обеспечит выделение средств для возведения двух газовых котельных в Алапаевске и Камышлове. Заявленный объем инвестиций — 78 млн. рублей.
Конечно, не бог весть какие деньги, тем более — по меркам аппетитов корпорации. Но почему компания решила заняться этим бизнесом, совершенно непонятно. Хотя строительство котельных смотрится менее дико, чем ранее заявленные планы строительства фабрики по переработке куриных яиц.
Логичным завершением стал коррупционный скандал. Заместитель генерального директора Александр Атаджанов заявил о противозаконных действиях генерального директора компании Александра Белецкого. Соответствующее письмо топ-менеджер компании направил заместителю полномочного представителя президента РФ в УрФО Александру Сидорову. Атаджанов требует проверить целевое использование бюджетных средств субъектов УрФО, поступивших в корпорацию за период с 2006 по 2012 г., эффективность использования бюджетных средств, финансово-хозяйственную деятельность ООО «УралСтройТехнологии» и прочее.
Кстати, резонность вопросов косвенно подтверждает и сам Александр Белецкий, уже заявивший о намерении выступить с отчетом о трате средств перед законодательными собраниями регионов Урала.
Итак, чем дальше, тем больше Корпорация развития напоминает просто холдинг, занимающийся различными бизнесами. При этом от своей главной идеи бывший «УП-УП» уходит все дальше.
Соответственно, все менее понятно, когда же общественности будет представлено хоть что-нибудь конкретное. По последним данным — не ранее 2015 года. Как заявил все тот же Дмитрий Басков, первые железнодорожные и энергетические объекты проекта «Урал промышленный — Урал Полярный» будут сданы в эксплуатацию примерно через 3–4 года. Таким образом, когда появятся — если, конечно, появятся — первые ощутимые результаты корпорации, она уже сможет отметить свой 10-летний юбилей.