На вопросы ИАА «УралБизнесКонсалтинг» ответил управляющий партнер, директор по развитию ООО «Инномедиа» Дмитрий Злоказов— Дмитрий, недавно вы запустили сервис beguchka.com, позволяющий подавать объявления в бегущую строку телеканалов через Интернет. Расскажите о проекте — как возникла сама идея?— Идею предложили товарищи, которые работают на телевидении. Оказывается, объем «бегучки» в Екатеринбурге составляет чуть ли не 100 млн. рублей в год. Обычно все заказы на размещение частных объявлений оформляются по телефону либо очной явкой в офис телекомпании. Нам же предложили сделать интернет-сайт для приема заказов. Все это началось где-то весной 2011 г., летом мы уже в пилотном режиме запустили проект, а осенью вышли на боевой режим: были полностью подключены все телеканалы Екатеринбурга и сервис работал слаженно.
— Как работает сервис? — По сути, человеку даже не надо отходить от компьютера. На главной странице сайта находится форма, где робот обрабатывает объявление: считает количество слов, калькулирует стоимость. Клиент выбирает канал и время, необходимое для показа. Оплатить заказ можно либо по безналичному расчету — и следом с курьером будут отправлены акты об оказанных услугах, — либо пластиковой картой через Интернет. Как только мы получаем подтверждение платежа, сразу отправляем это объявление на телеканал.
— Как технически происходит обмен данными между интернет-порталом и телеканалом? — Сервис высокотехнологичный и очень гибкий, поэтому мы можем использовать любой способ передачи данных. В Екатеринбурге всем нашим телеканалам мы раз в сутки присылаем email с таблицей всех заказов за прошедшие сутки.
— То есть специальной программы нет?— Мы себя позиционируем как оптимизатор бизнес-процессов, поэтому мы изначально планировали глубокую интеграцию с телеканалом. Однако все оказалось не так просто, поскольку телевидение как раз не очень гибко. Кроме того, специфика индустрии в том, что объявления не могут быть рекламного характера — по законодательству в бегущей строке на телевидении могут появляться объявления только частного характера.
— Таким образом, у вас происходит предварительная проверка объявлений?— Да, объявления проходят двойную проверку: сперва на нашей стороне сидит модератор, а затем уже одобренный текст отправляется на телеканал, где он снова проходит проверку на соответствие всем правилам. Таким образом, мы роботизировали то, что можно было роботизировать, — например, подсчет слов, хотя в этом есть масса нюансов. В частности, нельзя считать предлоги, а номер телефона считается в некоторых случаях за одно, а иногда — за два слова. Мы это все обрабатываем правильно и без ошибок, но вот определить, является ли объявление рекламным или нет, пока может только человек. В принципе, мы всегда открыты каким-то новшествам. Если будет возможность роботизировать и этот процесс, мы с удовольствием это сделаем.
— Кто инвестировал в создание проекта, на каких условиях? — На самом деле инвестиций никаких почти не потребовалось. Силами учредителей — мной и моими компаньонами — был сделан сервис. Сейчас мы вкладываем ангельское инвестирование в продвижение. У нас достаточно хорошие показатели — начиная с сентября заказы растут по экспоненте. Таким образом, можно сделать вывод, что проект состоялся, и его можно масштабировать на более крупные рынки. Во-первых, мы выходим на переговоры с телеканалами в других городах-миллионниках. Интернет тем хорош, что нет никакой географической обусловленности. Все процессы автоматизированы, это позволяет сервису работать где угодно. Во-вторых, мы развиваем направление промоушена — заключаем партнерские договоры с порталами, которым также интересен наш сервис и которые заинтересованы в том, чтобы предлагать его своим посетителям. Эти «доски объявлений» диверсифицируют свое предложение, предлагая пользователям новую услугу. На самом деле бегущая строка — это самый эффективный способ дать знать о своих потребностях. Она стоит не так дорого — средний ценник идет около 300–400 рублей в день на одном телеканале, — и при этом она обеспечивает выход на почти миллионную аудиторию. Средняя стоимость заказа на рынке — около трех тысяч рублей.
— Есть ли возможность выйти на федеральные телеканалы?— Нет, тонкость этого инструмента в том, что бегущая строка не является рекламным носителем, и федеральные телеканалы от нее отказались. Хотя в разных регионах по-разному: федеральные сети СТС и ТНТ в каких-то городах показывают «бегучку», в каких-то — нет. В Екатеринбурге, например, на СТС есть бегущая строка, а на ТНТ нет.
— Проект уже окупился? Насколько он прибыльный?— Мы уже вышли на операционную окупаемость, сейчас начинаем вкладывать деньги в развитие.
— Насколько активно телеканалы идут на сотрудничество?— Достаточно легко. В целом этот рынок хорошо развит. В Екатеринбурге давно присутствуют организации, которые принимают объявления по телефону, а потом берут свое агентское вознаграждение. Эта схема уже отработана, ей много лет, и мы просто стали еще одним агентом на рынке. Наша специфика в том, что мы работаем через Интернет. В других регионах, конечно, все по-другому, но мы, только вступив в переговоры, уже получили положительную реакцию. В частности, предварительные договоренности есть с Новосибирском и Челябинском. Думаю, что это вопрос нескольких недель.
— Не у всех екатеринбургских каналов есть бегущая строка. Обращаетесь ли вы к ним с предложением ее интегрировать?— Честно говоря, мы не хотим двигать рынок в этом направлении. Это моя личная позиция. У меня есть опыт реализации интернет-проектов, в том числе и очень сложных, которые каким-то образом рынок реструктурируют, — это очень тяжелый процесс, и не хотелось бы его брать на себя. Что касается проекта «Бегучка», то это просто нерационально. Кроме того, наличие бегущей строки определяется политикой СМИ, и повлиять на нее со стороны почти нереально. Но если кто-то откроется к диалогу, то мы, конечно, будем рады предложить свою помощь, сотрудничество.
— Ближайшие перспективы, планы на этот год?— Мы планируем к лету масштабировать сервис еще на 12 городов — подключить в каждом городе если не все, то подавляющее большинство телеканалов с бегущей строкой. Это Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Уфа, Челябинск, Самара, Казань, Омск, Ульяновск, Ханты-Мансийск.
— Есть ли планы работать с местными телекомпаниями и телестудиями в городах области?— Есть желание, но сейчас мы занимаем рынок и этот этап отложили на вторую итерацию, поскольку разумнее сейчас занять более крупные рынки в крупных городах. Там и интернет-пользователей, и денег больше. Далее мы обязательно будем развиваться и в этом направлении, возможно, взглянем в сторону сопредельных государств. На этот год мы планируем как можно сильнее развернуть сервис: подключить максимум новых телеканалов, продвинуть эту услугу среди потенциальных клиентов. В Екатеринбурге мы уже сотрудничаем с сайтом u-mama.ru, ведем переговоры с еще несколькими порталами, договоренности достигнуты.
— Продвигаете ли вы сами себя в бегущей строке?— Нет, это было бы уже рекламой. В бегущей строке не допускается ни размещение логотипов, ни упоминание названий торговых марок. Наши заказы просто обрабатываются в общем порядке и выводятся в эфир.
— Каким образом в таком случае выстроено ваше продвижение?— Мы только начинаем вкладывать средства в продвижение. Сейчас ведем работу по трем основным направлениям. В первую очередь это поисковики, сейчас большая часть аудитории приходит оттуда. Кроме того, мы обслуживаем свои аккаунты в социальных сетях. Прежде всего, это важно для поддержания обратной связи с клиентами. В-третьих, мы большие надежды возлагаем на партнерские отношения с сайтами, с которыми у нас пересекается тематика. В целом проект «Бегучка» очень простой, органичный и лаконичный. Он упрощает людям жизнь: ускоряет документооборот, экономит время. На некоторых телеканалах уже специально направляют людей к нам, так проще для всех — и для клиентов, и для телекомпаний. Они приветствуют нашу инициативу. Думаю, что это добрый знак, и, значит, мы и в других городах успешно реализуем этот проект!