Туристическую отрасль сотрясают банкротства крупных туроператоров. Едва начавшись, год ознаменовался крахом компании «Ланта-тур вояж». В результате пострадавшими оказались порядка сотни жителей Свердловской области. Эксперты туристического рынка задним числом уверяют: исход деятельности «Ланты» был ожидаем. При этом рынок уже замер в ожидании новых банкротств.
Напомним, туроператор «Ланта-тур вояж» заявил о приостановке деятельности 28 января. В сообщении на сайте компании указано, что компания «приостанавливает продажи туров в связи с невозможностью надлежащим образом обеспечить финансирование заказанных услуг». Также в сообщении говорится о том, что в распоряжении туроператора находится недостаточно средств, поэтому исполнение обязательств по ряду туров с вылетом после 27 января 2012 года может быть затруднено. Туристам также предлагается воздержаться от совершения поездок по туристическим путевкам со сроком вылета после указанной даты.
Между тем накануне премьер РФ Владимир Путин поручил главе Минспорттуризма Виталию Мутко в течение суток урегулировать проблемы, возникшие у российских туристов по линии «Ланта-тур вояж». Предоставить на возвратных условиях необходимые компании деньги готов Внешторгбанк.
По словам министра спорта, туризма и молодежной политики Виталия Мутко, по линии «Ланта-тур вояж» 1416 российских туристов в настоящее время находятся в Таиланде, Вьетнаме, Доминиканской Республике. На Свердловскую область из этого числа пришлось порядка 100 человек.
«За границей сейчас находятся 20 туристов: девятнадцать — в Индии, один — в Чехии. По нашим сведениям, проблем у них не возникает, их отели и перелет оплачены», — сообщил сегодня в ходе пресс-конференции областной министр культуры и туризма Алексей Бадаев.
Страховщик «Ланта-тур вояж» — компания «Ингосстрах» уже начала прием заявлений от пострадавших туристов. В Екатеринбурге с требованиями о возмещении ущерба обратилось уже 12 человек.
При этом, как рассказал УрБК генеральный директор «Море Трэвел» Александр Лобанов, процедура выплаты страховыми компаниями занимает в среднем месяц.
Для туристической отрасли Екатеринбурга новость о несостоятельности «Ланта-тур» неожиданностью не стала. Как рассказала директор группы компаний «Зима-Лето» Ольга Гуляр, к примеру, в Екатеринбурге представительство туроператора работало довольно слабо, принимались неверные стратегические решения.
«В частности, туроператор перестал брать блоки мест на рейсах с прямым вылетом из Екатеринбурга, а в предыдущие годы его блоки мест закрывались плохо. Кроме того, у «Ланты» наблюдалась большая текучка кадров: постоянно менялись сотрудники, в том числе и директора представительства. Наблюдая все это, мы не старались активно сотрудничать с данной компанией, а в последнее время перестали бронировать у них туры. Думаю, и другие игроки рынка тоже относились к ним с известной долей осторожности», — отметила Ольга Гуляр.
По мнению Александра Лобанова, главная проблема «Ланта-тур» была в руководстве компании: представительства работали слабо не только в Екатеринбурге, но и в других регионах.
«Начало года — сложный период для всей туристической отрасли. Если компания не смогла за предыдущий год заработать достаточно средств, то после празднования Нового года образуется кассовый разрыв: до конца декабря нужно было расплатиться с контрагентами за январские туры следующего года», — добавил Александр Лобанов.
По мнению эксперта, сегодняшний туристический рынок уже напоминает финансовые пирамиды: компании торгуют турами себе в убыток, при этом расширяясь и продавая все большее число предложений. Те цены, которые предлагает часть компаний, — откровенно демпинговые, что не позволяет компаниям быть прибыльными.
Директор ООО «Инна-тур» Инна Аверьянова говорит о том, что «Ланта-тур» как раз выбрала политику низких цен.
«Это не может продолжаться вечно. Рынок ждет новых банкротств», — уверен Александр Лобанов.
Эксперты сходятся во мнении, что, устанавливая низкие цены, туроператоры сами себе подписывают смертный приговор.
По словам Александра Лобанова, самое время, когда может открыться очередная рана на туристическом рынке, — конец высокого сезона, то есть январь или август-сентябрь. Именно в эти периоды финансовое состояние туристических компаний не всегда стабильно. Еще один опасный период — март — начало апреля, когда компании будут подводить итоги зимних программ, которые, увы, не были успешными для российского туристического рынка.
Эксперты рынка не устают повторять: низкие цены — повод для беспокойства, потому что человек может попросту не вылететь в отпуск.
«Всегда бывает жаль людей, купивших путевки, но вместо качественного отдыха получивших одни проблемы», — заключила Ольга Гуляр.
Алена Тымонюк