Вслед за доктриной продовольственной безопасности свердловские чиновники спешат разработать стратегию развития пищевой и перерабатывающей промышленности до 2020 года. Минсельхоз и минторг уже приступили к решению вопроса, о чем солидарно отчитались сегодня в ходе заседания президиума правительства. В процессе участвует и бизнес: доносит вести с полей. В целом, основные проблемы пищевой промышленности сегодня сводятся к отсутствию нового оборудования, кадров и грамотного PR. На последнем особенно заострил внимание врио губернатора Анатолий Гредин и предложил внедрить и раскрутить очередной «знак отличия» для продукции местного производителя. По задумке премьер-министра, возле уже привычного «соболя» должна появиться «елочка» — знак того, что в продукте нет примесей и добавок.
Вообще, «еловая» тематика у премьера сегодня была сверхпопулярна. По мнению Анатолия Гредина, одна из ключевых проблем местного мясного производства — отсутствие собственного сырья — в конечном итоге приводит к тому, что не только не развивается собственный рынок, но и портятся земли сельскохозяйственного назначения.
«Это очень плохо, что сегодня мы закупаем мясное сырье. Во-первых, мы его покупаем за валюту. Во-вторых, не развиваем своего производителя. В результате земли зарастают елками, в ряде районов обработка земли упала в два с лишним раза. А в один прекрасный момент поставка мяса прекратится — тогда что будем делать?» — обращается к чиновникам и промышленникам Анатолий Гредин.
Перед лицом чиновников мясопереработчики пребывают в бодром расположении духа: отчитываются, что на предприятиях идет модернизация, так что предприниматели даже готовы не ждать 2020 года, а уже в ближайшее время увеличить объем продукции на 50%. Не делают это лишь потому, что никак не могут договориться с торговыми сетями.
При этом собственное мясное производство на Урале, по сути, только-только зарождается, чего не скажешь о традиционном молочном. В Свердловской области насчитывается рекордное количество молокоперерабатывающих предприятий — порядка 50, — от деятельности которых напрямую зависит жизнь на селе. Однако изначальная развитость перерабатывающей отрасли (промышленники уверяют, что готовы переработать 100% молочного сырья) сегодня диссонирует со снижением потребления местной продукции.
Бизнес объясняет это экспансией крупных федеральных игроков рынка.
«За последние пять лет доля потребления молочных продуктов у населения выросла на 30%, а доля свердловских предприятий снизилась с 60 до 48%. Уже три года отсутствует программа по субсидированию процентной ставки инвестиционных кредитов, которые направлены на перевооружение и модернизацию перерабатывающих предприятий, а нам нужны такие субсидии. Кроме того, наша главная проблема — это сбыт. Уже началась экспансия крупных федеральных игроков — зайдите в гипермаркет, там заметна только импортная продукция, наши товары разрознены. Пусть минторг уделит больше внимания сбыту», — обратился к чиновникам председатель Союза предприятий молочной промышленности Свердловской области Игорь Пехотин.
Впрочем, чиновники не обратили особого внимания на призыв промышленников субсидировать банковские кредитные продукты. По мнению областных властей, все проблемы — от отсутствия навыков продвижения собственной продукции.
«Рекламы нет! Никто не знает о том, какую качественную продукцию производят наши предприятия. Давайте придумаем отличительный знак — зеленая елочка будет говорить о том, что этот продукт — без консервантов. И дадим рекламу», — активно внедрял свою идею Анатолий Гредин.
Бизнес против «елочки» не возражает, но вновь напоминает: на рынок хлынул вал некачественных продуктов. Это подтверждают и в молочной отрасли.
«Необходимо создать комиссию по противодействию фальсификаторам. Мы бьемся, не знаем, куда обращаться. Сейчас с нарушителей только штрафы взимают, сама продукция не снимается с производства», — обратился к чиновникам президент Мясного союза Свердловской области, руководитель комбината «Хороший вкус» Сергей Емельянов.
Относительный порядок пока только с хлебом: в области сформирован реально свободный рынок, конкуренция жесткая, и все предприятия выпускают конкурентоспособную продукцию. Глава Режевского хлебокомбината Алексей Потапенко уверен: к 2020 году в области сформируется примерно та же структура, что уже существует в Европе.
«Рынок уже начал делиться на малые формы (хлебопекарни), средние (хлебокомбинаты, среди которых высокая конкуренция) и крупные — например, в Санкт-Петербурге уже фактически монополизировала рынок промышленная группа Fazer. Через несколько лет они придут к нам, и мы должны быть к этому готовы. Чтобы противостоять такому гиганту, нашим предприятиям потребуется кредитная линия не менее чем на пять лет и снижение ставок по кредитам. Еще одна проблема — кадровая: не всегда есть те, кто готов идти работать на предприятие перерабатывающей отрасли, когда рядом есть металлургический завод», — рассказал Алексей Потапенко.
У чиновников и предпринимателей уже есть идеи, как повысить участие местных производителей. В частности, глава минсельхоза Илья Бондарев намерен поддержать молочную отрасль гарантированно оплаченными поставками молока для школ. Идею пока оспаривает минфин: по мнению Константина Колтонюка, это потребует дополнительных 350 млн. бюджетных рублей. Министров пришлось разнимать главе правительства.
«Давайте вы потом подискутируете. Пусть один поработает над себестоимостью, а другой — над тем, как это внедрить на практике», — распределил обязанности между министрами Анатолий Гредин.
Планируется, что стратегия развития пищевой промышленности будет увязана с областной целевой программой «Уральская деревня» и со стратегией развития Свердловской области.
Полина Мудрова