Метро, наконец, добралось до «Ботаники».Вчера открылось движение поездов на всем протяжении первой очереди Екатеринбургского метрополитена, связавшей через центр северную и южную части города.
И город сразу стал компактнее, удобнее для жизни. Теперь на то, чтобы доехать от Веера до Ботанического, требуется 19 минут — на автомобиле такое возможно только глубокой ночью, когда трафик падает почти до нуля и ГИБДД не так пристально следит за нарушителями скоростного режима. Очевидно, что заметная часть городских автомобильных поездок теряет смысл, — значит, свободнее и безопаснее будет на дорогах, чище воздух, которым мы дышим.
Одновременно введены оснащенные лифтами для инвалидов подземные переходы, кардинально изменившие ситуацию для пешеходов и водителей на перекрестках улиц Щорса и 8 Марта, Шварца, Белинского и Крестинского. Это крупные и важные для города объекты, которые привлекли бы куда больше внимания, если бы строились отдельно, в контексте метростроя отошли на второй план, что лишний раз подчеркивает масштаб новостройки.
Общие затраты на строительство заключительного отрезка первой линии Екатеринбургского метро — включая перегонные тоннели, две станции, вентиляционные стволы, благоустройство территории и т. д. — 15, 9 млрд рублей, из которых около 7 млрд выделены за два последних года, благодаря чему в этот период удалось добиться очень значительного продвижения.
Еще более миллиарда бюджетных денег удалось сэкономить благодаря рациональным инженерным решениям: отказу от поштучного ввода станций, что потребовало бы сооружения промежуточного разворотного тупика, а также за счет двухэтажной компоновки подземного пространства «Чкаловской» (технические помещения находятся над пассажирской платформой), что позволило значительно уменьшить объем проходки. Дешевле и технологичнее чугунных железобетонные тюбинги, на которые метростроители перешли при облицовке правого перегонного тоннеля между двумя последними станциями.
Для того чтобы не задерживать начало движения до конечной станции, решено было на первых порах пропускать поезда через завершенную строительством «Чкаловскую» без остановки, так как последний комплект эскалаторного оборудования, который ждали еще в марте, до сих пор не поступил. Хочется надеяться, что такая ситуация продлится недолго. Если в декабре, как клятвенно обещано производителями-монополистами, недостающее оборудование поступит, то в конце февраля — начале марта после его монтажа и наладки станция начнет функционировать в полноценном режиме, обеспечив в числе прочего связь Южного автовокзала с Северным и с железнодорожным вокзалом.
Впрочем, структура транспортных связей в скором времени изменится — именно благодаря вводу заключительного участка первой линии метрополитена. Уже решено построить новый автовокзал близ станции «Ботаническая», что сократит пробег междугородных автобусов по городским улицам, создаст возможность для удобной пересадки гостей города на метро, городскую электричку, трамвай, трасса которого тоже будет подтянута к этому крупному узлу. Там же уже открыты большие парковочные площади, чтобы люди, приезжающие в Екатеринбург на своих машинах, могли оставить их здесь и дальше двигаться общественным транспортом.
Строительство первой очереди Екатеринбургского метро, начинавшегося еще как свердловское, заняло более 30 лет. Этот исторический отрезок вобрал в себя и этап планового социалистического хозяйствования с характерным для него подключением шефской помощи промышленных предприятий, и кардинальную ломку экономических отношений, и период тотальных взаимозачетов, и финансовые кризисы, и смену приоритетов в бюджетной политике… В общем, с деньгами всегда было или напряженно, или совсем плохо. Однако наряду с этим сквозным фактором были и другие: четкая позиция городских властей, ни в какой ситуации не вычеркивавших строительство метро из числа приоритетов, и огромный тяжелый труд метростроевцев. Это все в конце концов и перевесило.
Итак, первая очередь завершена. Что дальше?
— В планах городской администрации без задержки переключиться на строительство второй линии, связывающей западную и восточную часть города, — говорит заместитель главы администрации Екатеринбурга по вопросам капитального строительства и землепользования Владимир Крицкий. — Пусковой участок, включающий в себя четыре станции, соединит перекресток улиц Крауля и Викулова с площадью 1905 года, его стоимость оценивается в 30 миллиардов рублей. Уже выполнены предпроектные работы, зарезервированы земельные участки под строительные площадки. То, как пойдет работа в 2012 году, будет в первую очередь зависеть от финансирования, в том числе от финансового участия федерального бюджета. Нельзя допустить, чтобы строительство второй очереди превратилось в долгострой, тем более учитывая реальную перспективу проведения в нашем городе таких значимых мероприятий, как чемпионат мира по футболу 2018 года и ЭКСПО-2020.
Прочитать материал полностью:
http://ur-ra.ru/sc/pub_ur.php?pub_select=15030