Несмотря на предстоящие праздники и высокую покупательную активность россиян, акции популярного скидочного ресурса Groupon рухнули. По мнению экспертов, это может быть связано с тем, что под угрозой кризиса инвесторы попросту боятся вкладываться в специфический бизнес. Впрочем, по мнению представителей рынка услуг, на основе которого и существуют подобные сервисы, это партнерство одноразовое и большой пользы не приносит.
Акции Groupon упали на торгах NASDAQ на 15%, до 20 долларов — уровня, на котором компания провела IPO в начале ноября, сообщает РИА «Новости». Groupon предложил инвесторам на IPO 35 млн. своих акций по цене 20 долларов за ценную бумагу и привлек порядка 700 млн. долларов.
Groupon — ветеран рынка дисконтов. Суть бизнеса проста: при регистрации на подобных сайтах пользователь указывает свой город, после чего ежедневно получает специальные предложения от местных ресторанов, салонов красоты, кинотеатров и других организаций.
С момента запуска Groupon в 2008 году у него появилось сотни конкурентов, в том числе в России.
По мнению экспертов издания Slon, бизнес-модель подобных сервисов можно назвать пирамидой. Соответственно, перспектив у него нет.
«На рынках, где Groupon зародился, он уже уперся в потолок и перестал расти. В Штатах число сделок снизилось по сравнению с пиком на 10%. Классическим примером того, как бумирует, а потом схлопывается скидочный бизнес, стал Бостон — одна из колыбелей этого рынка. Там число партнеров Groupon упало на 20%, выручка сервиса — на четверть. В развитых странах люди уже наигрались в эту игру, и им надоело. Вся надежда Groupon — на развивающиеся рынки, в первую очередь Азию. Там еще можно продолжать экстенсивное развитие, хотя доходность там будет заметно ниже, чем на развитых рынках. Groupon отчаянно ищет новую бизнес-модель, но пока не находит», — пишет Slon.ru.
Согласно одной из версий, обвал — следствие решения крупных инвесторов выйти из неустойчивого бизнеса. Финансовый аналитик Константин Селянин уверен, что такое поведение инвесторов напрямую связано с грядущим кризисом.
«Данный рынок перспективен. Наверное, будущее вообще за всем, что связано с Интернетом. Именно на этом зиждется оптимизм инвесторов. В начале двухтысячных росли цены на все, что связано со Всемирной сетью. Однако если посмотреть трезвым взглядом скучного бухгалтера, активы таких предприятий не так крупны: разработчики, которые могут уйти в любой момент, несколько миллионов капитала, немного техники. То есть нет гарантий, что если предприятие прогорит, то что-то останется. Скорее всего, инвесторы стали задумываться над этим в преддверии кризиса, поэтому спрос на акции подобных предприятий стал падать», — сказал финансист.
Представители сферы услуг Екатеринбурга также считают, что скидочные ресурсы могут долго не протянуть. По мнению тех, кто непосредственно работал с ними, особой выгоды подобное решение не приносит и подходит только начинающим проектам, желающим привлечь к себе клиентов.
«Такие компании похоронят себя сами. В начале акции я обнаружила, что у аналогичных сайтов нет никакого менеджмента качества. Они продают услугу, а как она реально будет оказываться — никто не контролирует. Число организаций, мухлюющих на сотрудничестве с сайтами скидок, растет ежедневно, — соответственно, растет количество клиентов, купивших некачественные услуги. Рано или поздно это закончится. На данном этапе сотрудничать с такими сайтами выгодно, если у вас есть новая услуга, с которой нужно познакомить людей, либо вы недавно открылись и вам просто нужно рассказать о себе», — уверена заместитель директора медицинского комплекса «La Клиник» Анна Сусоева.
Валентина Попова