Спустя четыре года после завершения так называемой «войны за землю Екатеринбурга» свердловское правительство намерено вновь попытаться установить контроль над главным активом властей административного центра региона. В Областную Думу внесен проект закона, в корне меняющего правила игры на земельном рынке. Власти говорят о желании лишь привести нормы областного законодательства в соответствие с федеральным, эксперты — о начале новой стадии великого земельного противостояния. На этот раз на кону новые земли, отошедшие городу после расширения его административных границ.
Проект закона со скучным названием «О внесении изменений в Закон Свердловской области «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области», подписанный областным премьером Анатолием Грединым, поступил в Думу 17 октября, за несколько дней до ее самороспуска.
Главный посыл закона — распоряжение землями Екатеринбурга, государственная собственность на которые не разграничена, должно осуществляться МУГИСО. Юридическое обоснование — требование Земельного кодекса РФ — вопросов вроде бы не вызывает. С идеологией сложнее: намерение распоряжаться землей в Екатеринбурге вызвано желанием «создать наиболее благоприятные условия для эффективной реализации соответствующих полномочий субъекта Российской Федерации на территории муниципального образования «город Екатеринбург» с учетом особенностей Екатеринбурга как административного центра области». По традиции областные власти вспоминают грядущие проекты — технопарк «Университетский», Евро-Азиатский международный транспортно-логистический центр, малоэтажное жилищное строительство.
Напомним, предыдущая попытка областных властей установить контроль над землями областного центра закончилась провалом, в 2007 году администрации города удалось принудить оппонентов к миру. Согласно действующей сегодня системе, город имеет право продать нераспределенный участок. Если у области есть возражения, правительство может наложить на его решение вето. Впрочем, конфликтов практически не происходит.
Статус-кво закреплен в спецсоглашении между «городом» и «областью». При этом Земельный кодекс никаких документов такого рода не признает: распоряжение земельными участками в центрах субъектов, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется либо органами местного самоуправления, либо исполнительными органами государственной власти субъектов РФ. То есть либо мэрией Екатеринбурга, либо МУГИСО. Согласно последнему предложению правительства — МУГИСО.
Эксперты уверяют, что начало второй земельной войны вызвано изменением административных границ города: старый фонд в основном перераспределен, но появились новые площади, за которые стоит побороться.
«В связи с последним увеличением границ муниципального образования «город Екатеринбург» появились новые земли, которые не вошли в соглашение о распределении земель, поэтому вопрос о распоряжении землей в рамках города возник вновь», — заявила УрБК управляющий партнер юридической компании DE FENDO Елена Матерухина.
Председатель думского комитета по промышленной, аграрной политике и природопользованию Владимир Машков призывает не драматизировать ситуацию: все самые «вкусные» земельные участки в Екатеринбурге давно обрели хозяев, и таких страстей, как 5–6 лет назад, уже не будет.
«Срок соглашения о механизмах регулирования земельных вопросов заканчивается, и это вполне нормально, что мы вносим поправки в закон. Сейчас по этому поводу идут консультации. Вообще, в центре города осталось меньше участков для точечной застройки, большие участки нераспределенной земли есть на периферии. «Город» полностью в курсе дел, обе стороны готовят свои предложения. Также будут созданы рабочие группы по работе над законом и соглашением. Всё в порядке, никаких противоречий нет, всё хорошо и красиво. Думаю, нам без проблем удастся найти взаимопонимание и решить этот вопрос», — надеется депутат.
Между тем межэлитные противоречия могут ударить и по рядовым гражданам. Такого варианта развития событий не исключает депутат Георгий Перский.
«После вступления в силу этого закона все земельные участки, расположенные на территории Екатеринбурга, будут распределяться по решению МУГИСО. Таким образом, очередь на бесплатное получение земли, которая сейчас ведется органами местного самоуправления, фактически прекратит свое существование, поскольку эти органы будут лишены права на предоставление земли. Землю смогут получать только те, кто стоит в очереди в МУГИСО, следовательно, всем людям, кто сейчас стоит в очереди в Екатеринбурге, придется вставать на учет по новой. Сейчас есть две очереди, обе законные, но как только закон вступит в силу, то очередь городская — самая большая — прекратит существовать и встанет в хвост очереди в МУГИСО. Кому это понравится?» — задается вопросом депутат.
Впрочем, искать ответы на эти вопросы придется уже новому составу Законодательного собрания, и все будет зависеть от того, кто в него попадет. Пока прогнозы противоречивые.
«К сожалению, от муниципальной власти принятие или непринятие изменений в закон Свердловской области не зависит. При сильной городской власти это не делалось исходя из политических соображений. Сейчас это, очевидно, стало возможно, чем областные власти и пользуются», — отмечает Елена Матерухина.
Впрочем, ни для кого не секрет, что депутатский корпус в Свердловской области никогда не был однороден и лобби Екатеринбурга традиционно было сильно.
«Не исключено, что результат голосования нового состава именно по этому вопросу покажет, каков реальный расклад сил в новом Законодательном собрании, кто его контролирует на словах, а кто на деле», — заявил УрБК один из действующих парламентариев, пожелавший остаться неизвестным.