Российский Минтранс намерен сократить количество заправок, расположенных вдоль федеральных трасс. Такую идею официально озвучил министр транспорта РФ Игорь Левитин. По мнению главы ведомства, АЗС расположены слишком близко друг от друга и эта плотность создает опасность на дорогах. Участники рынка видят в этом лоббирование интересов Росавтодора, хотя соглашаются: в дорожной инфраструктуре пора навести порядок.
«Я вчера проехал по федеральной трассе М29. Впечатление такое, что заправки и пункты питания стоят через каждые 3 километра», — заявил Игорь Левитин.
По мнению главы Минтранса, эти показатели в разы превышают закрепленные в техрегламентах нормативы, где одна заправка должна приходиться на 50 км. Такая плотность застройки создает опасность на дорогах на выезде с них, а также затрудняет мероприятия по расширению дорог, и в этой ситуации необходимо разобраться. Министр добавил также, что сокращение придорожных АЗС в России в 10–15 раз предусмотрено программой обустройства федеральных трасс бытовыми дорожными комплексами.
Нефтяники считают, что таким образом ведомство хочет заработать на объектах дорожного сервиса.
«Минтранс давно лоббирует идею о том, что придорожные объекты должны дополнительно платить Росавтодору за право располагаться у дороги», — пояснил президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша РБК.
Как полагают уральские эксперты, такое сокращение ударит по малому и среднему бизнесу, и на рынке останутся только монополисты.
«Государство на словах пытается бороться против сговора нефтяных компаний, а в итоге 5–6 крупных нефтяных компаний могут просто поделить трассы и поднять цены на топливо. Можно не глядя сказать, какие АЗС будут убраны», — заявил УрБК заместитель генерального директора по стратегическому развитию транспортной компании «Лорри» Александр Трахтенберг.
Малый бизнес, хоть и готовится принять удар на себя, все же напоминает о многочисленных обещаниях чиновников поддерживать небольшие компании. Напомним, акцент на поддержку малого и среднего бизнеса делают и областные власти — это направление признано приоритетным в программе развития промышленности до 2015 г.
«Сам президент говорил, что эффективность крупных компаний намного ниже. Поэтому я рассматриваю идею Минтранса как удар по малому бизнесу. Неплохо было бы, если бы министр дал какие-то разъяснения, а не просто команду, — мы же не в казарме живем», — комментирует ситуацию президент Свердловского областного союза малого и среднего бизнеса Анатолий Филиппенков.
Многие АЗС совмещены с кафе, магазинами и гостиницами, и такая инфраструктура зачастую приносит больше прибыли, нежели сама заправка.
«Сокращение числа заправок, я считаю, идет вразрез со Стратегией-2020. Нам надо осваивать новые территории, строить новые дороги, а это невозможно без обустройства сервиса. Ведь федеральные трассы как раз предполагают стратегическое развитие территории. На этих дорогах все маленькие населенные пункты, по сути, живут за счет заправок и магазинов — это опорные точки, единственная связь с миром», — полагает Анатолий Филиппенков.
«В России дорожная инфраструктура и так нулевая, и Минтранс еще больше затормозит ее развитие», — добавляет Александр Трахтенберг.
При этом у потребителей часто возникают вопросы относительно качества топлива и легальности его получения. В связи с этим в позиции Минтранса есть и положительные моменты: сокращение количества АЗС систематизирует объекты дорожной инфраструктуры, в которой на сегодняшний день царит полный хаос.
Однако, как отмечают участники рынка, нелегально открыть заправку практически нереально, соответственно, все документы у хозяев заправок явно в порядке. Как в таком случае определить «аутсайдеров» — непонятно.
«Это полная глупость. Думаю, здесь есть работа для руководителя ФАС Игоря Артемьева. Как можно ограничить этот бизнес, мне непонятно. Пусть они попробуют убрать хоть одну законно расположенную заправку на федеральной трассе», — отметил Александр Трахтенберг.
Эксперт также добавил, что крупные компании имеют свои схемы АЗС и не закупают топливо у неизвестных поставщиков. Поэтому на самих перевозчиках сокращение заправок вряд ли отразится — если оставшиеся на рынке игроки поднимут цены, то раскошелиться придется уже потребителям транспортных услуг.