Свердловская железная дорога (СвЖД) вчера выступила с заявлением, в котором выразила обеспокоенность возможным недофинансированием инвестиционной программы на 2012 год. По данным представителей магистрали, это может привести к проблемам с доставкой грузов. В СвЖД предлагают включить в тариф инвестиционную составляющую либо субсидировать объем выпадающих инвестиций. Эксперты считают меры, предложенные компанией, неэффективными.Сообщение о возможном недофинансировании инвестиционной программы, начиная со следующего года, вчера было опубликовано на сайте СвЖД. В магистрали пояснили, что проблема возникла из-за того, что правительство РФ уменьшило параметры индексации тарифов на грузоперевозки в 2012 году. «Собственных инвестиционных средств для того, чтобы полностью решить вопросы развития инфраструктуры, не хватает. Складывающаяся ситуация может привести к еще большему осложнению с обновлением основных фондов», — говорится в сообщении СвЖД. В компании также отметили, что уже сегодня на некоторых направлениях наблюдается ограничение пропускной способности, которая связана также с увеличением грузопотока вагонов частных компаний.
По данным на 8 сентября, на станциях СвЖД в ожидании погрузки простаивает 18,8 тыс. вагонов. При ежесуточной погрузке 5,5 тысяч вагонов, ожидают загрузки грузоотправителями более 10 суток 4,9 тыс. вагонов. Так, в сентябре в направлении Тобольск—Сургут грузопоток значительно превысил пропускную способность дороги. «При пропускной способности участка в 25 поездов, в сутки сюда направляется до 180 составов. Избыток вагонов приводит к исчерпанию пропускных и провозных способностей главного хода — Транссибирской магистрали, станционных путей, что приводит к замедлению сроков доставки груза. Перспектива полного завершения строительства второго пути на участке Тобольск—Сургут до 2015-2016 года из-за дефицита собственных инвестиционных средств РЖД представляется маловероятной», — подчеркивается в сообщении.
В соответствии с параметрами инвестиционной программы ОАО «РЖД», объем инвестиционного бюджета Свердловской железной дороги на 2011 год запланирован в сумме 20,1 млрд рублей (в 2010 году — 13,2 млрд рублей). Объем инвестиционной программы ОАО «РЖД» на развитие пропускной способности участка Тобольск—Сургут в 2011 году составит 1,25 млрд рублей. Однако, по подсчетам специалистов, объем финансирования должен быть как минимум вдвое больше.
«Мы предлагаем в 2012 году внедрить «сетевой контракт», который позволит при участии государства развивать сеть железных дорог, сбалансировать потребности во всех видах перевозок и рационально использовать возможности инфраструктуры, в рамках «сетевого контракта» обеспечить финансирование проектов развития инфраструктуры», — приводятся слова начальника СвЖД Алексея Миронова. Среди мер для увеличения финансирования инвестиционных программ в компании называют также включение инвестиционной составляющей в тариф или выделение средств из бюджета. В 2011 году для выполнения инвестиционной программы была использована часть средств от продажи непрофильных активов.
Исполнительный вице-президент Свердловского союза промышленников и предпринимателей (СОСПП) Марина Вшивцева считает вариант с включением в тариф инвестиционной составляющей неприемлемым для малого и среднего бизнеса. «Вариант с вложением инвестиционной составляющей в тариф на примере энергетической реформы показал, что это неэффективно, тарифы повышаются, но при этом остаются абсолютно непрозрачными и на качество реализации инвестиционной программы это не влияет. Возможно, будет принято решение о повышении тарифов, но это угробит малые предприятия, особенно лесной промышленности», — уточнила госпожа Вшивцева.
Аналитик Банка Москвы Дмитрий Доронин отмечает, что РЖД, несмотря на серьезную необходимость инвестпрограммы и вложения средств в инфраструктуру, старается выбить себе максимальный тариф. «Государство понимает эту проблему, но поскольку от РЖД зависит конкурентоспособность экономики, по железной дороге провозятся сырьевые товары, и если государство будет постоянно повышать тарифы, то у нас может просто банально встать экономика, поскольку рынок просто не выдержит такой нагрузки», — сообщил аналитик. Кроме того, вчера стало известно, что с 1 января 2012 года индексация на грузоперевозки будет только 6%, хотя РЖД хотела порядка 12%. По словам эксперта, государство находит постоянный компромисс между необходимостью модернизировать инфраструктуру, решать проблему узких мест, но при этом не завалить основу российской экономики, связанную с экспортом ресурсов. «Государство субсидирует выпадающие доходы ОАО «РЖД», которые транспортная компания могла получить за счет повышения тарифа», — пояснил господин Доронин.
Прочитать материал полностью:
http://www.kommersant.ru/doc/1772752