Богатые вновь не плачут: по кому бьет подорожание ОСАГО?
Российским автолюбителям вновь придется раскошелиться. С сегодняшнего дня полис ОСАГО будет стоить дороже. Правительство РФ повысило коэффициенты тарифов по обязательному страхованию автогражданки. Мнения игроков страхового рынка разделились: с одной стороны, именно страховщики станут козлами отпущения в глазах автолюбителей, с другой — рост тарифов приведет к увеличению рентабельности бизнеса, а значит, упреки можно и перетерпеть.
В июле 2011 года вышло постановление Правительства РФ, которое увеличило поправочные коэффициенты к тарифам по ОСАГО. Ощутимее всего новый порядок расчета платы за автогражданку ударит по кошельку молодых водителей с малым стажем вождения, а также владельцев небольших автомобилей, проживающих в крупных городах. Региональный коэффициент по Екатеринбургу вырос с 1,3 до 1,8, а самый маленький территориальный коэффициент среди городов Свердловской области установлен в Асбесте и Ревде — на уровне 1,1. Базовая ставка для легковых автомобилей не изменится и останется на отметке 1980 рублей.
Если смотреть ситуацию в целом по России, то для 177 городов и 62 регионов коэффициент повышен, для 6 городов и 6 регионов — понижен, для 116 городов и 10 регионов коэффициент не изменился. Самым дешевым ОСАГО остается в небольших городах Бурятии, в Калмыкии, Туве, Адыгее, Курганской и Магаданской областях. Максимальный коэффициент будет действовать не только в Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге, но и в Тюмени, Перми, Казани, Челябинске и Сургуте.
По данным специалистов, подорожание ОСАГО сильнее всего отразится на молодых водителях и жителях крупных городов, а также ударит по кошелькам владельцев малолитражных автомобилей. Наименее пострадают жители городов-миллионников, которые владеют мощными автомобилями, то есть люди не самые бедные.
В таких городах, как Набережные Челны, Ижевск, Барнаул, Краснодар, Новороссийск, Архангельск, Иркутск, стоимость ОСАГО выросла в среднем на 12–20%. Более всего — на 20% и выше — тариф увеличился для отечественных авто и маломощных иномарок, «прописанных» в регионах. Скажем, в Ижевске владелец вазовской «девятки», имеющий стаж свыше трех лет и возраст старше 22, по прежнему тарифу платил за ОСАГО 2574 рубля, теперь же ему насчитают за полис 3484 рубля, или на 35% больше, чем раньше.
Профессиональные игроки страхового рынка удивлены таким скорым повышением тарифов: существенный рост платы за ОСАГО прогнозировали не ранее 2012 года.
«Видимо, страховому рынку катастрофически не хватает денег, коли власть пошла на потенциальные возмущения электората. Кроме того, после выборов следует ждать очередного повышения ставок по ОСАГО, но, будем надеяться, уже вместе с повышением обязательств страховщиков», — полагает руководитель страхового брокера «Директ» Дмитрий Астафьев.
В целом ситуация с повышением тарифов выглядит закономерной: сфера страхования автогражданки всегда была убыточной, потери некоторых компаний доходили до 90%. Поэтому рост ставок выглядит не просто капризом властей, но и следствием неких объективных требований рынка.
При этом, несмотря на давно сформировавшийся тренд, эксперты отмечают недочеты в новых правилах. В частности, непонятен принцип формирования коэффициентов, соответственно, страховщики не могут объяснить причины повышения ставок клиентам, которые основное недовольство обрушивают именно на страховые компании.
«Почему сделали территориальный 1,8, а не 1,7 или 1,9? Если проводились расчеты, то почему не 1,6371, скажем? В любом коэффициенте у страховщика всегда присутствуют сотые доли, это значит, что тариф определен на основании актуальных расчетов. Среди экспертов, специалистов и уж тем более населения никто не знает, чем руководствовались люди, определяющие новые коэффициенты. Поэтому повышение цен на ОСАГО выглядит как подножка страховому рынку. С одной стороны, страховщикам хорошо от того, что собирать будут больше. С другой — именно страховщики сейчас выглядят как какие-то жлобы, обирающие население, которое и без того особой симпатии к нашему брату не питает. Увы, в ситуации с ОСАГО мы не наблюдаем восприятия страхователей в качестве клиентов, и это одна из основных бед страхового рынка в нашей стране», — добавил Дмитрий Астафьев.
Генеральный директор страховой компании «Северная казна» Александр Меренков считает, что поправки позитивно скажутся на рынке в целом.
«Новые тарифы повлияют на скорость страховых выплат, и через некоторое время подрастут цены на рынке ремонта, что скажется на сумме страховых выплат», — уверен специалист.
«Не стоит забывать, что планируется также увеличение лимитов выплат по «жизни», которые на данный момент составляют 160 тысяч рублей», — подчеркнул вице-президент дивизиона «Урал» группы «Ренессанс страхование» Сергей Логвиненко.
Страховщики прогнозируют возмущение автовладельцев, однако уверены: дальше процесс не пойдет и массовой перерегистрации авто в «дешевых» городах не будет. Наш человек избегает излишнего контакта с госорганами, поэтому вряд ли решится на ухищрения со сменой собственной прописки, чтобы зарегистрировать автомобиль в другом городе области и тем самым снизить плату по территориальному коэффициенту.
«Если собственник транспорта — юридическое лицо, то, вполне возможно, некоторые организации пойдут на такие ухищрения для оптимизации затрат. Но это явление не будет массовым», — считает Сергей Логвиненко.
Итак, автолюбителям ничего не остается, кроме как платить за автогражданку больше на 2–3 тысячи рублей, тем более что сотрудники ГИБДД, зная специфику российского менталитета, в скором времени начнут усиленно проверять наличие полисов.