Правительство Москвы приняло постановление, запрещающее размещать транспаранты-перетяжки над проезжей частью дороги. Столичной мэрии придется выплатить компенсацию из-за преждевременного расторжения договоров распространителям такого вида рекламы, которые уже внесли плату в городской бюджет. Уральские эксперты констатируют: с меньшей долей вероятности, но подобный вариант развития событий возможен и в Екатеринбурге и ничего хорошего многочисленным рекламным агентствам это не сулит.
Официальная причина запрета перетяжек — наносимый ими ущерб архитектурному облику города и несоответствие нормативным требованиям безопасности дорожного движения: водители якобы отвлекаются на броские рекламные носители, что чревато дорожно-транспортными происшествиями.
Впрочем, в искренность намерений властей участники рекламного рынка не особенно верят и дают советы, как сделать рекламу более цивилизованной, не прибегая к крайним мерам.
«Власти говорят о безопасности, но нет исследований, которые бы подтвердили, что такая реклама несет опасность, отвлекая водителей от дороги. Может, перетяжки и не очень эстетичны, портят внешний облик города, но ведь можно просто упорядочить этот процесс, не запрещая их вовсе. Например, запретить размещать такую наружку через каждые пять метров. В конце концов, наружная реклама приносит городу, бюджету неплохие деньги», — отмечает директор по маркетингу РА «Бумеранг» Ольга Горчакова.
Рекламные агентства столицы уже подсчитывают вероятные убытки и готовятся перепрофилировать свой бизнес. Согласно ряду прогнозов, с исчезновением транспарантов-перетяжек с улиц общий объем рекламы сократится не менее чем на 20%.
Эксперты напоминают: данный вид наружной рекламы очень популярен, в том числе в Екатеринбурге.
«С точки зрения участника рынка, мне не хочется, чтобы растяжки были запрещены. Это одно из самых дорогих, но эффективных средств. Мы часто используем этот способ размещения рекламы. Хотя зачастую в городе реклама действительно выглядит ужасно и не соответствует нормам безопасности. В этой связи необходима разработка общероссийских критериев качества рекламы», — полагает генеральный директор агентства коммуникаций Red Pepper Даниил Голованов.
Впрочем, фатальных для рынка прогнозов специалисты делать не спешат, напоминая: крестовый поход против наружной рекламы власти предпринимают не впервые. Так, еще в 2011 году вступили в силу изменения в отраслевой ГОСТ по наружной рекламе, утвержденные Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии. Согласно им размещение перетяжек над проезжей частью и обочинами дорог в жилых зонах было запрещено, однако на практике ничего не изменилось.
В этой связи екатеринбургские эксперты уповают на то, что городские власти не будут спешить брать пример с московских коллег, тем более что в условиях дефицитного бюджета отказ от «рекламных» денег вряд ли стоит считать разумным шагом. Так или иначе, все ключевые игроки готовы в случае необходимости внести коррективы в систему организации бизнеса, перераспределив усилия в пользу других сегментов рынка, благо их хватает.
«Потеряют монополисты, те, кто сдает рекламные места. А вообще для рынка серьезной потери не будет. В городе много рекламы и много мест для ее размещения. Ездить же по дорогам и вправду станет безопаснее. Сегодня, проезжая, например, под растяжкой у бизнес-центра «Антей», я всегда думаю, не рухнет ли она на машину», — прокомментировал ситуацию генеральный директор ГК «Граффо» Александр Каштанов.
Анастасия Куликова