«РБК daily» и Галина Старинская: ФАС строго накажет нефтяников-рецидивистов
Третья волна дел ФАС против нефтяников, обвиненных ведомством в установлении монопольных цен на топливо, может докатиться не до всех. Из списка виноватых может быть исключена ТНК-ВР, которая, по мнению антимонопольщиков, меньше всех «хулиганила на бирже».
Глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев не исключает, что в отношении «Сургутнефтегаза», «Башнефти» и ТНК-BP не будут возбуждаться антимонопольные дела в рамках третьей волны, передает РБК. Он отметил, что эти компании «меньше хулиганили на бирже, и не исключено, что дела возбуждены не будут, хотя срок давности по таким нарушениям — три года». «Если компании представят все документы, то решения о возбуждении или невозбуждении антимонопольных дел будут приняты быстрее, но компании обычно с этим затягивают», — сказал он.
Против большой четверки — «Роснефть», ЛУКОЙЛ, «Газпром нефть», ТНК-ВР — и их «дочек» ФАС неоднократно возбуждала административные дела. В феврале ФАС вновь завела дела за нарушение закона о конкуренции против первых трех. ТНК-ВР, «Сургутнефтегаз» и «Башнефть» тогда, по мнению ФАС, «вошли в число коллективно доминирующих компаний на рынке нефтепродуктов в 2010 году».
Игорь Артемьев вчера пояснил, что уже осенью вынесет решение по этим делам и «они, скорее всего, завершатся большими штрафами». Он не уточнил возможный размер штрафов, однако отметил, что он будет больше 1% от оборота. «1% — это когда компания добровольно устраняет нарушения. В данной ситуации имеет место рецидив — компании за два года нарушали антимонопольное законодательство уже три раза. Если они согласятся с обвинениями, штраф может быть снижен», — добавил он. ФАС также потребовала от нефтяников переписать ценники вниз, аргументируя это тем, что мировые цены на нефть упали.
Директор по развитию и маркетингу центра «Кортес» Павел Строков отмечает, что цены на нефть имеют высокую волатильность и каждый день менять ценники сложно. Как правило, для расчета используется усредненный показатель прошлого периода. «Кроме того, в условиях постбензинового кризиса делать это было бы не совсем верно, то есть фактически идти против рынка. Сначала необходимо разобраться с объемами, балансом спроса и предложения», — говорит он.