«Коммерсантъ» и Татьяна Дрогаева: Лошадиных сил хватит не для всех
Свердловские депутаты намерены обнулить транспортный налог для автомобилей мощностью до 100 л. с. Соответствующие поправки вчера одобрил думский комитет по бюджету. Впрочем, для других транспортных средств налоговые послабления будут незначительными. В результате областные поставщики и производители продуктов питания, которые пользуются грузовым транспортом, прогнозируют рост себестоимости товаров из-за увеличения затрат на их доставку.
Вчера комитет по бюджету, налогам и финансам свердловской облдумы одобрил поправки к законопроекту «Об установлении и введении в действие транспортного налога». Согласно документу, от уплаты транспортного налога освобождаются все владельцы автомобилей мощностью до 100 л. с., также владельцы автомобилей до 150 л. с., имеющие льготы (пенсионеры, ветераны, малоимущие и многодетные семьи). Для других видов транспорта предусмотрено постепенное снижение налоговой ставки. Например, для грузового и легкового транспорта до 250 л. с.: в 2011 году она будет снижена на 40%, в 2012 году — на 30%, в 2013 году — еще на 30%. Ставка налога для грузового транспорта мощностью от 250 л. с. будет снижаться на 10% ежегодно в течение трех лет. Законопроект будет вынесен на рассмотрение думы 17 мая.
Напомним, в ноябре 2010 года были приняты поправки в Налоговый кодекс РФ, позволяющие фактически заменить транспортный налог увеличением акциза на топливо. И у региональных властей появилась возможность неограниченно снижать ставки — вплоть до обнуления налога. В поправках заложен и механизм компенсации выпадающих доходов бюджетов — одновременно со снижением транспортного налога будет расти акциз на топливо, 80% от которого поступает в региональные бюджеты.
По оценкам самих депутатов, введение льгот лишит доходную часть областного бюджета около 1,7 млрд рублей. При этом, как отметил руководитель думской фракции «Справедливая Россия» Владимир Герасименко, прогнозируемые доходы от акцизов по итогам 2011 года более чем в два раза превысят поступления от транспортного налога — около 5,4 млрд рублей против 2,2 млрд рублей. «Если бюджет в таком плюсе, я считаю, что транспортного налога на территории Свердловской области вообще не должно быть»,— заявил он. Депутат-единоросс Лев Ковпак также считает, что законопроект нуждается в доработке. «Можно было обнулить налог хотя бы для машин до 150 л. с. Это хоть как-то сможет компенсировать те затраты, которые люди понесут из-за увеличения акцизов на бензин: стоимость литра топлива в 2011 году увеличится на 1,6 рубля (рост 38%), а в 2012–2013 годах ежегодный рост составит 31%»,— пояснил он.
Между тем производители и поставщики продуктов питания Свердловской области, которых налоговые послабления коснутся несущественно, уже заявили о том, что двойное налогообложение в результате будет включено в себестоимость товаров. «К нам часто обращаются правительство области и депутаты с просьбой сдерживать цены на ряд товаров, но в то же время, как это сделать, если они все время увеличивают расходы. По факту мы будем платить и транспортный налог, пусть и со скидкой, и акцизы на бензин, что увеличит стоимость доставки товаров. Естественно, что эти затраты будут включены в конечную стоимость продуктов — все пойдет на покупателя»,— рассказал «Ъ» директор Ирбитского молочного завода Евгений Пильщиков. «У нас весь транспорт, обслуживающий торговые сети, мощностью больше 100 л. с. За свой счет вновь появившиеся траты мы компенсировать не можем, иначе у нас не будет средств на развитие и модернизацию. Если мы хотим сохранить цены, мы не должны увеличивать налогооблагаемую базу»,— поддержал его генеральный директор ЗАО АПК «Белореченский» Виталий Дунин.
Впрочем, в облдуме не отрицают, что законопроект может быть пересмотрен по итогам 2011 года. По словам вице-спикера Анатолия Сухова, если по итогам года действительно станет ясно, что поступления от акцизов «перекрывают» доходы от транспортного налога, то дума поднимет вопрос об его отмене.