С 1 января 2012 года в Свердловской области учреждениям культуры и искусства, иным организациям, осуществляющим деятельность в этой сфере, будет предоставляться государственная поддержка в виде грантов. Распоряжение об этом подписал губернатор области Александр Мишарин. Деятели культуры Екатеринбурга, особенно частные театры, перспективе получить финансирование откровенно рады и уже готовы подавать заявки на участие в конкурсе.
Предполагается, что право на участие в конкурсе получат не только областные и муниципальные учреждения культуры и искусства, но и фонды, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, действующие в этой сфере.
Напомним, впервые о разработке грантовой системы рассказал министр культуры и туризма Свердловской области Алексей Бадаев в интервью УрБК в декабре 2010 года.
Ежегодно из областного бюджета предполагается выделять 150 млн. рублей: 2 гранта по 35 млн., 2 гранта по 17,5 млн., 2 гранта по 12,5 млн. и 4 гранта по 5 млн. рублей.
Культурная общественность к инициативе главы региона относится положительно.
«Государственная поддержка учреждений культуры — это положительный момент в государственной политике в целом. И Свердловская область в этом плане встает впереди всех», — отмечает директор Свердловской государственной академической филармонии Александр Колотурский.
«Подобная поддержка театров — логичный и правильный шаг со стороны областного правительства», — уверен руководитель информационно-издательского отдела Свердловского отделения Союза театральных деятелей РФ Алексей Вдовин.
Правда, претенденты на получение поддержки из бюджета констатируют: 150 млн. рублей — не очень большие деньги, но как первый шаг властей — вполне достойно. И, судя по всему, биться за бюджетные деньги готовы многие.
«Современное сценическое оборудование, студия звукозаписи, видеоаппаратура, приличные гастроли, постановки театра обходятся очень дорого. В среднем на постановку одного спектакля у нас тратится от 150 до 250 тыс. рублей. При этом в эту сумму не входят коммунальные расходы. Кроме того, в скором времени заканчиваются сроки безвозмездной аренды. Если их не удастся продлить, то ежемесячно на аренду будем тратить дополнительно по 70–100 тыс. рублей», — заявила художественный руководитель Екатеринбургского драматического театра «Волхонка» Татьяна Савинкова.
У крупных театров и аппетиты свои, и опыт освоения гораздо больших грантов уже есть. Так, бюджет постановки одного спектакля в Оперном — 4–5 млн. рублей, а недавно театру был выделен грант в размере 141,2 млн. рублей.
Впрочем, малые коллективы и озвученными суммами вполне довольны.
«У каждого театра разные затраты на постановки. Мы, к примеру, научились работать с минимумом денежных средств. Но в любом случае деньги лишними не будут», — заявила заместитель директора Екатеринбургского театра современной хореографии Елена Наговицина.
Разумеется, областные и муниципальные учреждения культуры поддерживались и ранее. В частности, на Екатеринбургский театр современной хореографии из городского бюджета выделяется 8,8 млн. рублей ежегодно, еще 1,8 млн. рублей театр должен заработать самостоятельно работой своих трупп — Екатеринбургского театра танца и театра «Провинциальные танцы».
«Чтобы заработать эту сумму, нам надо обеспечивать заполняемость зала на каждом спектакле как минимум на 70%. К сожалению, такого не происходит. Высокая посещаемость фиксируется только в первые дни премьеры, дальше — идет на спад», — признает директор Екатеринбургского театра современной хореографии Светлана Петракова.
Что касается коммерческих театров, то они не поддерживаются никакими государственными структурами. Их деятельность держится на средствах спонсоров и на собственных заработках.
«Для того чтобы полноценно работать, нам необходимо искать спонсоров, которые бы финансово поддержали наши творческие проекты. А спонсоры, увы, большая редкость в нашей сфере. Но все-таки чудеса встречаются, и мы их находим», — говорит Татьяна Савинкова.
Крупные уральские промышленники и предприниматели, которые традиционно несут на себе груз финансирования многих региональных культурных, в том числе и театральных, проектов, полагают, что внедрение грантовой системы помощи от государства, конечно, поможет деятелям культуры, но не сможет решить их проблемы кардинально и уж тем более не снизит той денежной нагрузки на поддержку театров, которую добровольно возложили на себя меценаты.
Оксана Морозова