«Деловой квартал» и Екатерина Стихина: Лизинг хватился японской техники
Лизинговые компании (ЛК) Екатеринбурга обеспокоены: летом могут начаться задержки поставок грузового транспорта и спецтехники из Японии. Дилеры заверяют, что перебоев и срывов контрактов не будет.
После мартовского землетрясения и цунами в Японии концерны Toyota, Honda, Suzuki и Subaru на время приостанавливали производство автомобилей. По словам участников рынка лизинга Екатеринбурга, события в Японии могут отразиться на поставках спецтехники и грузовиков: перебои начнутся летом. «До июня запасы есть — часть в поставках, часть в растаможке, а что будет дальше, никто не знает, — говорит Анастасия Ротарь, руководитель представительства компании «Эксперт-Лизинг». — Пока это все на уровне опасений, но мы общаемся с поставщиками японского грузового транспорта и спецтехники — по их словам, нужно готовиться к задержкам, по крайней мере, в летний период».
Дефицита на рынке спецтехники пока не чувствуется, но недопоставки будут обязательно, соглашается Даниил Макаров, руководитель отдела развития компании «УРАЛЛИЗИНГ». «Причем поставщики могут сделать это специально, чтобы подтянуть рост цен», — уверен он. Спрос, по мнению г-на Макарова, будет удовлетворен за счет других марок, в первую очередь европейских Volvo и JCB и корейской Hyundai. «В отличие от легковых авто, спецтехника — товар более дорогой и специфичный. Всегда можно договориться о поставках из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов, — поясняет Даниил Макаров. — Там предложение достаточно обширное, много нераспроданной техники еще с кризиса».
Часть лизингодателей считают, что проблема более масштабная: дефицит спровоцируют не события в Японии, а отложенный спрос, к которому оказались не все готовы. «Два года никто не покупал транспорт и спецтехнику, заводы снизили объемы производства, квоты тоже были пересмотрены в сторону уменьшения. Сейчас рынок ожил, но поставщикам нужно время, чтобы вернуться на докризисный уровень, — комментирует Алексей Лесников, директор компании «АС Финанс». — Поэтому проблемы с поставками будут ощущаться еще год-полтора. Это касается не только импортной техники, но и отечественной».
Официальный дилер спецтехники Toyota считает опасения лизингодателей необоснованными. Наталья Слепнева, директор направления Toyota-BT ООО «Предприятие «Стройкомплект», признает, что в марте-апреле японские заводы, производящие погрузчики этой марки, приостанавливали производство, загружая только 70% мощностей. Но к срывам контрактов это не привело. «Идет планомерное размещение заказов в производство, контейнеры со спецтехникой поступают в Россию, на складе много техники», — говорит г-жа Слепнева. Как добавляет Анна Городенкер, председатель совета директоров компании «Ространсавто», прогнозы на второй и третий квартал 2011 г. в принципе позитивные. «У нас есть неснижаемый остаток техники, т. е. запас на месяц вперед, который готов к отгрузке. Перебоев с поставками нет и не будет», — убеждена она.
Как отмечает Альхать Масаев, директор филиала группы компаний «Балтийский лизинг» в Екатеринбурге, японские грузовики и спецтехника никогда не делали погоду на рынке. «У шведских, французских, немецких, белорусских производителей проблем нет. В Китае вообще перепроизводство грузовиков, они не знают, куда их пристроить — продают в Африку, в Бразилию, — поясняет он. — Япония в основном поставляла только мало- и среднетоннажные машины, они дорогие и широкого распространения в России пока получить не успели».
Разговоры о грядущем дефиците могут муссироваться ЛК, которые сосредоточены на автолизинге, уверен г-н Масаев. «Те, кто завязан на автомобильной тематике, безусловно занимающей весомую часть рынка, возможно, пытаются квалифицировать это как проблему для всей отрасли, — комментирует он. — Но это не совсем так, на крупных лизинговых компаниях сложности автопроизводителей не отразятся, ведь не меньшую часть портфеля занимает лизинг оборудования для энергетики, полиграфии, пищепрома, леспрома и т. д.».