Авторская колонка

Эксперт в сфере маркетинговых коммуникаций Александр Предеин о честной и нечестной конкуренции

9 март 2011 (10:22)

Эксперт в сфере маркетинговых коммуникаций Александр Предеин Довольно часто общаюсь с начинающими предпринимателями. Спрашиваю, знают ли они о том, что, решив заняться частным бизнесом, в 90% случаев оказываются вне закона. Знают, вернее догадываются, но не выдают смущения. Такова жестокая российская реальность: хочешь быть конкурентоспособным — нарушай закон.

Представим себе: стоят рядом две автомойки. В одной — всё по закону: зарплата платится белая, работают системы водоочистки, есть кассовый аппарат. Другая — собирает черный нал, а отходы сливает в канализацию. Для потребителя обе автомойки одинаковые, в каждой он получит требуемый объем услуг надлежащего качества. Но рентабельность первого, «белого» предприятия вдвое ниже, чем соседнего, использующего серые схемы.

Казалось бы, бог с ней, с рентабельностью. Можно работать честно, пусть и с меньшей прибылью. Но ситуация усугубляется конкуренцией. Проще говоря, стоимость большинства услуг примерно одинакова при совершенно разной себестоимости. Отсюда предприятия, работающие «по-белому», изначально неконкурентоспособны, поскольку не могут снижать цену до уровня своих «серых» соседей. Законопослушные предприниматели вчистую проигрывают менее щепетильным коллегам, заставить же последних работать по закону не удастся: у большинства есть покровители в соответствующих органах.

Порой в тени оказываются не только автомойки и ларьки, но и целые заводы. Так, повышение страховых взносов 2011 года сделало неконкурентоспособными многие машиностроительные предприятия. Арифметика проста: выдаешь работнику 20 000 рублей на руки — обязан заплатить более 11 000 рублей НДФЛ и страховых взносов государству. Учитывая безудержный рост тарифов на энергоносители, выхода не остается: или закрывай завод, или возвращайся к конвертам. И то и другое чревато, но тут уж каждый для себя решает, заниматься бизнесом или нет.

Другие материалы по теме: