Новости дня

Кинодраматург Александр Архипов: Бюджетные средства, выделяемые на культуру, не должны восприниматься как бесполезная трата денег

21 декабрь 2010 (18:25)

УрБК, Екатеринбург, 21.12.2010. «Бурное обсуждение ситуации вокруг драматурга Коляды и его театра, отношения к нему властных структур лично мне наглядно демонстрирует ряд болезней, которыми заражено наше общество. Во-первых, то, что культурные проекты в понимании многих чиновников — это строчка в бюджете, за которой они видят только расходы, невозвратные деньги. Они понимают, для чего открывать новые предприятия, для чего нужна наука, но, хоть убей, не осознают в системе новых координат значимости культуры. К творческим людям относятся как к попрошайкам, людям с протянутой рукой», — заявил УрБК кинодраматург, редактор ТВ-проектов кинокомпании «СТВ» Александр Архипов.

«Надо понять, что есть вещи, которые не окупаются — или не окупаются на первый взгляд. Их нужно содержать за счет государства, и это не говорит об их ущербности. Власть судорожно перебирает повестки, которые зацементируют разрушенное российское пространство (на повестке то спорт, то религия, то советское наследство), но абсолютно не чувствует, что культура, язык — это то, что может по-настоящему объединить нас. Я надеюсь, что момент не упущен, хотя недавние события на Манежной, по-моему, это очередной показатель просто катастрофической деградации нашего общества», — отметил А. Архипов.

«Думаю, что когда-нибудь средства, выделяемые на культуру, не будут восприниматься как бесполезная трата денег. Как во Франции, к примеру, где траты на культуру порядка десяти процентов ВВП. Но для этого должен произойти целый переворот в мозгах чиновников. Необязательно для этого ждать команды сверху, из федерального центра. В этом плане интересен эксперимент в Перми, превращение ее в одну из культурных столиц России. И, что важно, это происходит не по указке Москвы, а с подачи губернатора», — рассказал А. Архипов.

«Если говорить о наших местных проблемах, то тут бы я упомянул об отсутствии диалога власти и деятелей культуры. Творческие союзы давно уже не выполняют своей функции посредников, по крайней мере на региональном уровне; они не успевают за повесткой дня. Идет игра в «глухие телефончики». И, как мне кажется, последний скандал в блогосфере показал это», — добавил А. Архипов.

«Может быть, нужен общественный совет по культуре при губернаторе области из деятелей культуры, цель которого — модерировать этот диалог. Единственное, что надо предусмотреть, — чтобы этот совет не был очередным бюрократическим органом функционеров от искусства. А то есть уже Общественная палата, но что-то видных общественников мы там не наблюдаем… Если говорить, зачем нужен такой совет конкретно, то можно теоретически это представить на примере того же Коляда-театра… Губернатор дал обещание построить театр. Отлично. Но это благое начинание может сойти на нет. Ведь в этой ситуации много спорных моментов: к примеру, если помещение и построят, то за него придется платить арендную плату, коммуналку, которую, боюсь, театр Коляды не потянет. На самом деле я знаю некоторые современные театры, которые возникли в результате довольно адекватных схем: власть выделяет землю под строительство, ищет инвесторов, строит здание», — сказал А. Архипов.

«Театр занимает часть площади, а остальное арендует бизнес. В итоге театр существует за счет этой аренды, перестает быть дотационным. А общественный совет, на мой взгляд, и нужен для того, чтобы вникать во все эти нюансы, представлять интересы театра, скорректировать работу чиновников. Другой вопрос, в котором мог бы сыграть роль общественный совет, — поддержка фестиваля «Коляда-Plays». Если говорить о фестивале «Коляда-Plays», то можно сказать, что он гениально придуман с маркетинговой точки зрения. Ведь на фестивале ставятся только пьесы Коляды и его учеников. Это мощный стимул для продвижения уральской школы драматургии. Фестиваль нужно делать масштабнее, увеличить его финансирование. Несмотря на то что у нас деньги, потраченные на культуру, считаются невозвратными, это можно исправить: привлекать спонсоров, гостиничный бизнес, ресторанный и так далее», — заключил А. Архипов.

Другие материалы по теме: