После введения в Свердловской области запрета на ночную работу заведений общепита, помимо рестораторов серьезно пострадала еще одна отрасль — сфера перевозок такси. По отзывам таксистов, заказы в период с 23.00 до 06.00 упали в 2-2,5 раза. В настоящее время и агрегаторы, и сами водители рассчитывают отбить потери за счет новогоднего ажиотажа. Однако из-за сохранения ряда ограничений спрос на рынке переориентировался, что привело к сокращению возможностей для заработков среди таксистов.
Карантинные перевозкиВ целом, если говорить по всему уходящему году, сокращение и возрастание объемов перевозок на рынке (как и в других отраслях) зависело от уровня карантинных ограничений. Так, в период режима обязательной самоизоляции в регионе (апрель-май 2020 года) количество заказов у сервиса «Максим» сократилось на 50%, у службы «Везет» — на 39% (по оценкам самих компаний). Часть перевозок в этой связи была переориентирована по направлению «доставка».
«Самой сложной стала первая неделя апреля. Со второй недели люди и власти в большинстве своем сориентировались, начали расширять списки тех, кому можно работать. Количество заказов понемногу увеличивалось. В мае объем заказов восстановился до 75% от нормального уровня. Позже в будни ситуация почти нормализовалась», — рассказал УрБК руководитель отдела по связям с общественностью
сервиса заказа такси «Максим» Павел Стенников.
«В конце июня количество поездок на такси в Екатеринбурге практически вернулось к докарантинному периоду. Летом количество поездок вернулось к обычным сезонным показателям, но мы заметили некоторый дисбаланс в скорости возвращения поездок и перевозчиков. Некоторые водители отказались от автомобилей, так как из-за спада заказов не смогли оплачивать кредиты или ежедневные платежи за аренду, кто-то опасается за свое здоровье», — добавила, в свою очередь, пресс-секретарь сервиса «Везет» Мария Фойхт.
В компаниях отдельно отмечают ощутимое сокращение поездок в аэропорты и на вокзалы (напомним, что с конца марта 2020 года из аэропорта Кольцово запрещены международные вылеты).
Губернатор сбил счетчикВыходу служб такси на прежние позиции помешали очередные ограничения, введенные губернатором Свердловской области Евгением Куйвашевым в конце октября 2020 года. По его указу с 29 октября в регионе была запрещена ночная работа кафе, ресторанов и баров, концертных площадок и увеселительных заведений. По словам самих таксистов, после введения новых ограничений количество ночных заказов упало примерно в два раза по сравнению с сентябрем 2020 года.
Вдобавок к этому в области с недавнего времени государственным и муниципальным организациям запрещено проводить новогодние корпоративы. Коммерческим структурам рекомендовано с 19 декабря 2020 года отказаться от проведения праздничных мероприятий для сотрудников.
Несмотря на эти ограничения, в декабре ситуация, по отзывам компаний, снова улучшилась. В сервисе «Везет» фиксируют увеличение числа заказов в период с 18.00 до 22.00 в связи с предновогодними приготовлениями. Ожидается, что нагрузка на таксистов традиционно вырастет в новогоднюю ночь. В последующие праздничные дни компании рассчитывают получать заказы за счет гостевых поездок жителей региона.
«В этом году ситуация несколько преобразится в связи с ограничениями по организации новогодних застолий в барах и ресторанах, но существенно картину не изменит. В новогоднюю ночь большой спрос в спальных районах — люди ездят с поздравлениями к друзьям и родственникам», — считает Мария Фойхт.
В связи с сезонным увеличением спроса возросло также количество водителей в Екатеринбурге (в России наблюдается та же тенденция). Впрочем, М. Фойхт отметила, что на прирост таксистов повлияли также экономические последствия пандемии коронавирусной инфекции (в частности, рост безработицы). В текущем месяце, по словам читателей УрБК, наблюдается похожая история, что и в кризисные 2014-2015 годы, когда на линии начали выходить владельцы автомобилей премиум-класса.
Другой вопрос, как будет развиваться рынок перевозок такси после новогодних праздников. Благоприятных прогнозов на 2021 год в компаниях не строят и уже разрабатывают стратегии по выживанию.
«Мы понимаем, что IT-компании, которые имеют одного заказчика или один продукт, могут оказаться без средств, а следовательно, надо думать в будущем над продуктами, которые должны функционировать в неблагоприятной среде», — считает Павел Стенников.
В сервисе «Везет», в свою очередь, ожидают неприятностей со стороны государства. По словам М. Фойхт, сейчас вся отрасль зависит от того, будет ли принят законопроект о регулировании рынка такси. В случае вступления этого документа в силу появится такой механизм как государственное регулирование цен на поездки.
«Это затормозит легализацию рынка и рост доступности такси для пассажиров. Искусственное ограничение количества легковых такси снизит доступность услуг для пассажиров, а качество и безопасность самих поездок при этом упадет», — отметила пресс-секретарь сервиса «Везет».
В настоящее время говорить о каких-либо долгосрочных перспективах в сфере перевозок такси преждевременно. По крайне мере, до окончания пандемии. Впрочем, то же самое можно сказать о многих отраслях: ресторанном бизнесе, фитнес-индустрии и сфере развлечений.