В суды Свердловской области стали массово поступать иски от страховых компаний с требованием взыскать с виновников ДТП выплаченную компенсацию по оформленным европротоколам, сообщил сегодня на пресс-конференции в Екатеринбурге представитель Федерации автовладельцев России в регионе Максим Едрышов. При этом желание организаций вполне законное и обосновано одним из нюансов правил составления европротокола, которое почему-то не получило широкой огласки, уточняет общественник.
«Во всех методичках и плакатах, выпускаемых РСА (Российский союз автостраховщиков — прим. УрБК), нет маленького нюанса, что виновник ДТП обязан в течение 5 рабочих дней направить в свою страховую компанию извещение о происшествии. Если он этого не делает, то у страховщика появляется право взыскать с него выплаченную сумму. И сейчас мы пришли к ситуации, что суды завалены исками. После оформления европротокола страховые требуют от людей деньги и на вполне законных основаниях. Но об этом почему-то не принято говорить, хотя европротокол получил достаточно большое распространение — в некоторых регионах до 40% ДТП оформлены таким способом», — рассказал представитель Федерации автовладельцев России в Свердловской области Максим Едрышов.
По словам руководителя представительства РСА в УрФО Вячеслава Тарасова, такое правило вызвано желанием вытащить на поверхность мошенников, которые имитируют ДТП, чтобы получить со страховой компенсацию. В свою очередь, автовладельцам следует читать правила и договор страхования, который они подписывают.
«Знал-не знал — почитай правила: там есть пункт, который говорит, что действительно, в течение 5 дней надо известить страховую компанию. Можно факсом с досылом, можно лично — без разницы. Это не усложнение жизни владельца, это желание вытащить на поверхность мошенников, потому что массовое количество ДТП — поддельное. Стоит отметить, что есть не только срок для извещения в пять дней, но и также существует запрет на ремонт машины виновника в течение 15 дней, чтобы при необходимости страховая компания могла провести осмотр и убедиться, что действительно две машины столкнулись и, если их поставить друг к другу, повреждения сойдутся», — отметил Вячеслав Тарасов.
Единой проблемой для водителей и страховщиков стали автоюристы, которые вводят в заблуждение первых и порочат репутацию вторых. По словам представителя Федерации автовладельцев России в Свердловской области, они намеренно внушают автовладельцам, что страховые компании их обманут, навязывая свои услуги. Председатель Союза страховщиков уральского региона «Белый соболь» Олег Цыпулин отмечает, что такие юристы просто обогащаются за счет автовладельцев, пользуясь их незнанием законодательства.
«Деятельность автоюристов, конечно, уже переходит рамки разумного. Доходит до того, что они перехватывают людей у страховых компаний, предлагают им оформить договор цессии — уступку требования, либо каким-то иным образом выдать доверенность на общение со страховой компанией, дают им условные пять рублей и затем отсуживают у компании, предположим, 100 руб. При этом стоит обратить внимание страхователей, что выплаты по суду, которые были произведены страховщиком, облагаются подоходным налогом. То есть налоговая инспекция потом предъявляет этим гражданам требования по уплате налога по выплатам, которые они не получали», — рассказал О. Цыпулин.
Но даже водители, которые годами ездят без аварий и не требуют выплат, в последнее время теряют деньги по страховке ОСАГО из-за обнуления коэффициента безаварийности (коэффициент бонус-малус, КБМ). В настоящее время при расчете стоимости полиса ОСАГО действует стимулирующий коэффициент: за каждый год вождения без аварий автовладельцу полагается скидка на ОСАГО в 5%, предельное значение КБМ может достигать 50%. Однако при переходе на электронную систему РСА, откуда страховая компания должна брать коэффициент, у многих людей данные обнулились. Максим Едрышов считает это самой главной проблемой, которая в конечном итоге вынуждает автовладельцев покупать поддельные полисы ОСАГО.
«В 2013-2014 годах стоимость полиса ОСАГО менялась дважды, и полис фактически подорожал в два раза. Плюс ко всему, у человека обнулился коэффициент, и, к примеру, из 0,5 стал 1. Получается, если раньше человек платил за полис ОСАГО 2,5 тыс. руб., то в прошлом году — 10 тыс. руб. Естественно, многие люди даже морально не готовы платить в 4 раза больше. Проблема решаема, но этим автовладельцу необходимо заниматься, а у нас люди часто не хотят это делать.Тогда водитель вспоминает, что видел объявление о продаже полиса ОСАГО за 1,5 тыс. руб. Это явная подделка, но он ее покупает совершенно умышленно», — сообщил М. Едрышов.
«Причин потери коэффициента очень много, есть в этом и вина автовладельцев. Например, при замене водительского удостоверения нужно известить страховую компанию и внести изменения в полис ОСАГО, потому что это один из реквизитов. Не внес изменения, пришел страховаться на следующий год, а страховщик вводит новый номер прав в базу данных, и, естественно, для нее это новый человек. Коэффициент остается на ком-то со старым удостоверением. Та же самая ситуация при замене паспорта», — считает, в свою очередь, Вячеслав Тарасов.
Если автовладелец недоволен своим коэффициентом бонус-малус, то ему необходимо обратиться с заявлением о проведении проверки правильности формирования КБМ в страховую организацию, в которой у него оформлен действующий полис ОСАГО. Далее уже страховщики обращаются в РСА, а те делают выгрузку из единой базы данных и сверяют информацию. По словам В. Тарасова, если у человека действительно не было выплат, то страховая компания корректирует информацию в полисе и выплачивает автовладельцу переплаченную разницу. Как отметил Максим Едрышов, в Свердловской области уже зафиксировано несколько прецедентов, когда автовладельцы предъявляли иски РСА с требованием внести изменения в базу данных и выигрывали суд.
Валерия Кабанова