ИАА «УралБизнесКонсалтинг» продолжает исследовать центральные улицы Екатеринбурга в поисках «зон кризиса» — мест, в которых массово закрываются торговые точки, предприятия общественного питания и сферы услуг. Одной из наиболее заметных магистралей, на которых вывески «Аренда» и «Продажа» встречаются чаще других, стала улица 8 Марта в районе Автовокзала, от пересечения с ул. Щорса до ул. Фрунзе.
Число подобных объявлений на торговых помещениях города увеличивается ежедневноПо сравнению с рассмотренной в предыдущем
материале улицей Малышева, где закрыто порядка 10% от общего числа заведений, ситуация на 8 Марта кажется куда более сложной. Сейчас там пустует почти треть всех коммерческих помещений, расположенных на первых этажах жилых зданий.
Закрытыми оказываются как большие магазины, еще в советское время спроектированные не первых этажах домов, так и относительно небольшие заведения, уже в рыночную эпоху переделанные из квартир на первых этажах. Торговая зона, бывшая одной из «витрин» Екатеринбурга в 80-е и 90-е годы, стремительно деградирует.
«В этом районе был сформирован тот сегмент рынка, который с началом кризиса сильней всего просел — ткани, одежа и другие сопутствующие товары. Владельцы этих помещений просто не могут выплачивать аренду. Не закрываются только те, у кого площади находятся в собственности», — пояснил независимый финансовый консультант Сергей Николайченко.
Небольшие магазины не справляются с нынешними финансовыми трудностямиЭксперты называют три причины быстрого ухода бизнеса с улицы 8 Марта. Первая из них — невысокая пропускная способность самих торговых точек. Сегодня узкая улица 8 Марта постепенно перестает быть одной из главных городских транспортных магистралей. Отсутствие необходимого числа парковочных мест делает магазины непривлекательными для покупателей из других районов города. Жителей близлежащих домов не хватает для того, чтобы обеспечить спрос в специализированных магазинах и заведениях.
Вторая причина — появление по соседству крупного торгового центра «Мегаполис», перетянувшего на себя значительные потоки покупателей, а вместе с ними — и арендаторов. Третьей, и во многом решающей, стал экономический кризис, серьезно ударивший по и без того не самому привлекательному для стрит-ритейла району.
Продолжительная история обувного магазина «Терволина» может закончиться из-за кризисаТе предприятия, что продолжают работать, тоже находятся в сложном положении. Так, на перекрестке ул. Щорса и 8 Марта уже почти 9 лет размещается салон обуви «Терволина», но в нынешней экономической ситуации будущее магазина находится под вопросом. Как пояснил собственник помещения, сейчас он активно ищет новых арендаторов, в то время пока в салоне обуви проходит тотальная распродажа — 70% скидки.
«Мы пока работаем. Собственник сейчас ищет новых арендаторов, нам пока о закрытии ничего не сообщали», — пояснила администратор салона обуви «Терволина».
Брендовые магазины не выдерживают конкуренции с торговыми центрамиРоль торговых центров может иллюстрировать следующий пример. В конце 2014 года на витринах фирменного салона обуви THOMAS MÜNZ на ул. 8 Марта, 118 появилась вывеска «Распродажа — 75%», вскоре после чего магазин полностью закрылся. На сегодняшний день в Екатеринбурге три обувных салона данной марки: в ТРЦ Мега, ТРЦ Гринвич и на ул. Малышева, 5.
Вслед за закрытием салона немецкой обуви последовала остановка деятельности ещё нескольких магазинов, торгующих обувью и аксессуарами к ней. В частности, закрылся обувной салон Zenden, магазин Centro и обувной дом «Покровский». В итоге сейчас на ул. 8 Марта пустует сразу целая торговая очередь.
На ул. 8 Марта сейчас пустует сразу целая торговая очередьВ месте, где раньше располагался обувной дом «Покровский» по 8 Марта, 118, сейчас располагается большая вывеска «Аренда», а до тех пор пока новый арендатор не найдется, собственник помещения решил разместить там «Ярмарку верхней одежды».
«Сейчас собственник активно ищет арендаторов. Начальная ставка — 2,8 тыс. руб. за кв. м.», — рассказал представитель агентства недвижимости, которое представляет помещение.
Несмотря на тяжелую ситуацию на рынке, собственники все равно повышают арендные ставкиНесмотря на то, что практически каждую третью дверь на улице украшает надпись «Закрыто», собственники помещений по-прежнему выставляют их по довольно высоким арендным ставкам — от 1,5 тыс. до 2,8 тыс. руб. за кв. м. При этом специалисты Уральской палаты недвижимости отмечают, что средняя ставка по аренде коммерческой недвижимости в центральных районах Екатеринбурга зафиксирована на отметке в 1,3 тыс. руб. за кв. м. Очевидно, что это также не способствует появлению новых арендаторов.
В ближайшее время число закрытых магазинов может еще вырастиЭксперты рынка уверены, что тенденция к постепенному уменьшению числа объектов уличного ритейла в нынешней кризисной ситуации будет только набирать обороты, так все факторы, ее обуславливающие, со временем только усиливаются. При этом новые заведения на месте старых открываться не спешат.
«По аренде коммерческих помещений спрос упал в катастрофических масштабах. Новые бизнесы открывать никто не хочет. И это понятно, ведь если говорить о торговых помещениях, особенно о тех, которые расположены на первых этажах жилых помещений, то можно выявить закономерность: пока зарабатывает магазин, прибыль получает арендодатель, как только у торговой точки начинаются финансовые проблемы, они сразу же отражаются на собственнике помещения», — пояснил независимый финансовый консультант Сергей Николайченко.
Корреспонденты УрБК будут продолжать следить за ситуацией и исследуют и другие районы Екатеринбурга.