На российском рынке авиаперевозок сложились условия для повышения стоимости билетов. В то же время в этом году значительно усилилась конкуренция в связи с появлением иностранных лоукостеров, которые заставляют отечественные авиакомпании сдерживать цены. Это понижает рентабельность местных перевозчиков, которая и так уже намного ниже, чем у зарубежных. Эксперты отмечают, что пока непонятно, как российские авиакомпании будут лавировать, чтобы остаться на рынке: конкуренция продолжает расти вместе с ценами на топливо, которые за последние 3 месяца подскочили на 12%.
«На конечную цену авиабилетов влияет не только стоимость керосина, но и множество других факторов. Например, курс валют, который актуален даже для российских авиакомпаний. Но учитывая только эти два момента, можно констатировать, что предпосылки к росту цен есть», — заявил основатель туристического поисковика Aviasales.ru Константин Калинов.
Он также добавил, что наравне с тенденцией к росту есть и тенденции к снижению цен. Это обусловлено появлением в России таких бюджетных перевозчиков как ЕasyJet, Flydubai, Air Arabia и Wizz Air.
«Стоимость билетов растет симметрично, то есть перевозчики реагируют друг на друга. Скажем, появившийся на линии рейс Москва — Будапешт компании Wizz Air снизил цену до 60 евро, в то время как «Аэрофлот» долгое время держал ее на уровне 9-10 тыс. руб.», — отметил он.
Тем не менее российские авиакомпании заявляют о том, что к началу очередного отпускного сезона им придется повысить цены. Представители компании «ЮТэйр» считают, что это сделают все отечественные перевозчики в связи с ростом не только топлива, но и аэропортовых сборов.
«Рост аэропортовых сборов вкупе с увеличением стоимости авиа ГСМ, которое возобновилось в сентябре-октябре, конечно, окажет давление на тарифы авиакомпаний в сторону увеличения. Сейчас мы вступили в сезон низкой активности перевозок, поэтому и тарифы будут ниже, чем в период массового спроса. Однако учитывая, что рост аэропортовых сборов оказывает влияние на экономику всех авиакомпаний, это, так или иначе, отразится и в тарифах у всех», — рассказали в пресс-службе компании «ЮТэйр».
Вместе с тем в компании отметили, что уже много российских компаний ушло с рынка в результате ошибочной политики демпинга, пытаясь угнаться за иностранными лоукостерами. Пока российские перевозчики не могут конкурировать с ними.
Однако эксперты отмечают, что «иностранцы» постепенно завоевывают российский рынок. По их мнению, местные авиакомпании держат позиции только благодаря тому, что россияне пока не научились пользоваться Интернетом в полной мере.
«В своих оценках мы основываемся на данных Транспортной клиринговой палаты, которые свидетельствуют как раз о превалирующей доле российских авиакомпаний на международных маршрутах. Соотношение в настоящий момент составляет 42 на 58%. Это может быть связано с тем, что лишь 15% билетов покупаются онлайн. Вместе с тем именно в Интернете можно найти действительно дешевые билеты, и по большинству зарубежных направлений предложения иностранных перевозчиков кажутся значительно более привлекательными», — отметил Константин Калинов.
Однако в среде российских авиакомпаний уже идет активное обсуждение различных возможностей понижения цен на билеты. В том числе за счет отмены дополнительных услуг для пассажиров, которые, к слову сказать, иностранные перевозчики упразднять не собираются.
«В последнее время в обществе активно обсуждаются инициативы по введению невозвратных билетов, уменьшению нормы провоза багажа с введением платы за перевес, отмене обязательного бортового питания на продолжительных рейсах, снижению существующего НДС на внутрироссийские рейсы (18%), развитию альтернативных основным аэропортам в Московском авиаузле и регионах. Все эти инициативы направлены на снижение издержек авиакомпаний, а, соответственно, будучи принятыми все вместе или по отдельности, они могут повлиять в итоге на снижение цены билетов», — рассказали специалисты компании «ЮТэйр».
Впрочем, по мнению работников авиакомпании «Руслайн», на пассажирских обедах экономить — невыгодно. Они считают, что для снижения стоимости полета перевозчики могут попытаться договориться с аэропортами или поставщиками топлива, однако добавили, что это практически невозможно.
«Некоторые аэропорты повышают свои тарифы раз в год, другие по нескольку лет не поднимают, поэтому цены на билеты могут зависеть от региона и от аэропорта. Наш обед стоит всего 300 руб. Поэтому, убрав его, мы не сэкономим. Только пассажир останется голодным и злым. Единственные меры по удешевлению перевозок, которые мы видим для себя — это всяческого рода партнерства. Например, аэропорты иногда делают скидки в течение года для новых авиакомпаний. Также помогает поиск взаимоотношений с топливными компаниями, что, в принципе, нереально. Больше мы никаких инструментов для себя не видим», — рассказали специалисты компании «Руслайн».
Таким образом, никаких действенных механизмов по удешевлению перевозок российские авиакомпании пока предпринять не могут. В данный момент ситуация кажется тупиковой. Однако эксперты полагают, что конкуренция неумолимо будет подталкивать перевозчиков к поиску новых способов экономить, иначе им просто придется уйти с рынка. Чем для авиакомпаний закончится лавирование между повышением тарифов естественных российских монополий и конкуренцией с иностранными перевозчиками, покажет время.
Татьяна Юстус