«АиФ Урал»: За гастарбайтерами присмотрят
На Среднем Урале будет резко усилен контроль за трудовыми мигрантами. Причина — нелегальный характер рынка иностранной рабочей силы и непоступление налогов в областную казну.
Без мигрантов пропадем?
Несмотря на то, что в Екатеринбурге и в других крупных городах Среднего Урала существуют уже целые кварталы, заселенные «гостями с юга», контроль за ними ведется из рук вон плохо. Именно об этом зашла речь на последнем заседании совета общественной безопасности в региональном кабмине. «С 2007 года численность трудоспособного населения в регионе неуклонно сокращается, — подчеркнул на прошлой неделе губернатор Свердловской области Александр Мишарин. — Это становится одной из причин, сдерживающих темпы развития экономики области. Чтобы восполнить дефицит трудовых ресурсов, мы вынуждены привлекать трудовых мигрантов — в прошлом году у нас трудилось почти 83 тысячи иностранных работников».
Действительно, без иностранной рабочей силы такие города, как Екатеринбург, Верхняя Пышма, Каменск-Уральский, просто пропадут. Некому будет убирать улицы, строить новые дома и дороги, благоустраивать территорию. В столице Урала сегодня есть магазины, где весь персонал — от продавцов до уборщиц — выходцы из стран СНГ. А в свердловских автопарках на иностранцев буквально молятся: 90% всех водителей маршрутных такси в Екатеринбурге — мигранты.
Безразличие и предвзятость
Между тем, ревизия, проведенная областной прокуратурой в региональном управлении Федеральной миграционной службы еще в феврале, выявила многочисленные нарушения, безразличие и предвзятость. В одних случаях сотрудники УФМС закрывали глаза на несоблюдение обязательных требований, а в других — были излишне придирчивыми. Совсем недавно в Екатеринбурге за служебный подлог был осужден бывший офицер ФСМ. Он в 50 раз снизил предпринимателю штраф за гастарбайтеров-нелегалов.
Кстати сказать, далеко не все приезжие представляют интерес для работодателей. Есть действительно хорошие спецы, но много и тех, кто на собеседовании представляется «мастером на все руки», а на деле не знает, с какой стороны подойти к станку. То же самое с водителями: не имея прав категории «D», мигрант их просто покупает, устраивается на «Газель» и осложняет без того опасную ситуацию на дорогах. Совсем недавно сотрудники ГИБДД задержали двух водителей-иностранцев, у которых были поддельные миграционные документы. При этом один шофер находился под подпиской о невыезде, так как на него было заведено уголовное дело — именно по факту подделки документов. Но, несмотря на это, он продолжал спокойно перевозить людей.
Боятся депортации
Между прочим, коренные уральцы к зарубежным гостям также относятся крайне неоднозначно.
— У нас на Сортировке есть микрорайоны, где практически невозможно услышать русскую речь, — пишет наша читательница из Екатеринбурга Диана Маркова. — Когда туда попадаешь, создается ощущение, что мы живем не на Урале, а в Средней Азии. Живут по несколько десятков человек в одной квартире, в антисанитарных условиях, а ведут себя порой очень некультурно. Да еще и наркотики распространяют!
Стоит также отметить, что нелегалы абсолютно незащищены и от произвола нечистоплотных предпринимателей. Работая за копейки, экономя на всем, они могут жить впроголодь, по 10-20 человек в одном вагончике. Некоторые бывают счастливы, получая за тяжелый труд 6-7 тысяч в месяц. Для них и это «большие деньги». Правда, в случае использования нелегалов, физические лица могут быть оштрафованы на 2-3 тысячи, а юридические — на десятки и даже сотни тысяч рублей. Но гастарбайтеры боятся депортации и в полицию не обращаются.
Расходы превысили доходы
Все эти причины привели к тому, что рынок трудовых мигрантов у нас в большой степени спрятался в тень. И именно выход из тени создаст условия для того, чтобы иностранцы получили нормальную (прежде всего, легальную!) работу, перспективы сохранить ее и, может быть, даже создать собственное дело.
Что касается налогов: по данным областного Минфина, в 2010 году бюджет Свердловской области только от легальных мигрантов недополучил до 2,6 миллиарда рублей налогов. А в 2009 году, когда на одного мигранта приходилось почти два безработных жителя региона, совокупные бюджетные расходы на привлечение и использование гастарбайтеров вообще почти на треть превысили доходы (!) — полученные от фонда их заработной платы. Сейчас ситуация меняется, однако показатели по-прежнему остаются большие. Поэтому было принято решение, что уполномоченные органы будут отныне ежеквартально мониторить данные о привлечении гастарбайтеров, а также сведения о разрешениях на работу. Кроме того, будут строго отслеживать поступления налогов на доходы физических лиц от работодателей, использующих трудовых мигрантов.