Обзор прессы
04.03.2011

«Вечерний Екатеринбург» и Виктор Толстенко: Передел рынка коммунальных платежей?

На этой неделе снова широко муссируется идея областных властей создать так называемый Региональный информационный центр (РИЦ), которому будет вменён сбор платежей за коммуналку и передача денег поставщикам этих услуг. И якобы уже к следующей зиме новая «государственная» структура должна заработать на территории области повсеместно.

По мысли создателей и лоббистов РИЦ, эта организация если не разом покончит с практикой частных компаний, которые, «собирая с населения 90% платежей, перечисляют энергетикам не более 10—15%», что приводит «к росту долгов за топливно-энергетические ресурсы», то серьёзно положение выправит.

Трудно спорить с тем, что в Среднеуральске во многом из-за нечёткости и непрозрачности системы взаимоотношений в ЖКХ жители получали за одни и те же услуги по несколько квитанций — это звучало в региональном правительстве. В Реже, Алапаевске, Ирбите, Артёмовском, Краснотурьинске, Серове, Камышлове, Богдановиче, Каменске-Уральском и ещё ряде городов и весей огромные списки должников; сумма долга перед энергетиками доходила в области в прошлом году, судя по отчётности министерства энергетики и ЖКХ, и до 5—7 млрд. рублей.

Конечно, областное руководство просто обязано оказать информационную и организационную помощь глубинке, где с электронными системами проблемы и в бумажной отчётности не сильны. Не исключено, что по своей бедности в маленьких муниципалитетах стараются и попридержать собранную с граждан копеечку, прокручивая её, пока она не вырастет в рубль. И что надобно через государственный учёт и контроль приучить к порядку местные власти и работников ЖКХ — кто ж с этим спорит?

Вопрос возникает по поводу Екатеринбурга, где, по данным городской администрации, подтверждённым тем же министерством энергетики и ЖКХ области, в начале текущего отопительного сезона «благодаря работе Единого расчётного центра (ЕРЦ) в адрес поставщиков топливно-энергетических ресурсов направляется 100% платежей, взимаемых с населения». Управляющие компании распоряжаться ими, как хотят, не могут. То есть в отличие от глубинки ЕРЦ столицы Урала вполне справляется с задачей связующего звена в цепочке жители — управляющие компании — энергетики.

Более того, ЕРЦ за многие годы сложился как структура, реально исполняющая целый комплекс иных электронных и информационно-организационных услуг населению и организациям. Один их перечень займёт, пожалуй, всё место, отведённое для этого материала. Напомню лишь, что кроме регулирования платежей по ЖКХ, ЕРЦ занимается также и большой программой обеспечения компенсациями екатеринбургских льготников — и сбоев тут тоже не замечено. А вот РИЦ пока что может, по оценке несомненного эксперта — заместителя директора ЕРЦ Елены Бересневой, «предложить только 10% от услуг екатеринбургского ЕРЦ».

Однако именно ЕРЦ Екатеринбурга предлагается «влить» в РИЦ, или «поставить на платформу» вновь образуемого «продукта». Эту идею в коридорах областной власти неустанно озвучивают, хотя, по словам той же г-жи Бересневой, «никаких официальных предложений о сотрудничестве» от областной компании в ЕРЦ не получали. Впрочем, как можно «заставить» коммерческую организацию «влиться» в ряды другой коммерческой или государственной структуры? Только заинтересовав чем-то, отчего пойдёт выигрыш, в том числе для клиентов компании, и при этом потребуется пройти сложный организационный путь, который не нарушит сложившийся ритм работы и не приведёт к нарушению обязательств перед партнёрами — управляющими компаниями, энергетиками, гражданами, etc. А заинтересовывать нечем. Властный же призыв, по сути, к переделу рынка коммунальных платежей в пользу явно сырого проекта способен нарушить, как это часто и происходило с неподготовленными идеями, всю систему.

Не случайно общественная палата Екатеринбурга, депутаты городской Думы стали задавать недоумённые вопросы: что за цель преследуют создатели РИЦ на фоне стройной системы расчётов, сложившейся в Екатеринбурге? Не лишними были и вопросы по поводу организационно-правовой формы создаваемой организации, до сих пор не ясны и методы её работы…

У многих складывается впечатление, что кому-то очень хочется «прибрать к рукам» екатеринбургские деньги. Понятно, что «заткнуть» дыру в коммунальных платежах в Гарях или Белоярском районе деньгами, собранными в благополучном Екатеринбурге, если те «крутятся» в едином котле, при «умелой постановке дела» труда не составит. Закавыка в том, что при формате РИЦ, который смутно обрисован, инвестиционная привлекательность сферы ЖКХ, итак невеликая, упадёт ниже плинтуса: монополист объективно не допустит конкуренции, а, как известно, только конкуренция подвигает к модернизации.

Так не лучше ли воспользоваться опытом екатеринбургского ЕРЦ для повышения информатизации и оперативности сферы ЖКХ всей области?
Вернуться в раздел » Обзор прессы
Материалы по теме
20.12.2011 Правительство Свердловской области: для дальнейшего развития системы приема коммунальных платежей нужно шире использовать системы VISA и MasterCard

УрБК, Екатеринбург, 20.12.2011. На оперативном совещании областного правительства, которое провел исполняющий ...

03.03.2011 Деньги ЖКХ Екатеринбурга: передел начинается?

Борьба за «деньги ЖКХ» в Екатеринбурге набирает обороты. Правительство Свердловской области официально заявило о том, ...

02.03.2011 Коммунальные деньги Екатеринбурга: борьба за передел началась

На кону — миллиарды рублей ...

01.03.2011 Правительство Свердловской области требует от муниципалитетов перехода на коммунальные расчеты через ОАО «Региональный информационный центр»

К началу нового отопительного сезона все коммунальные платежи в Свердловской области будут идти через ОАО «Региональный ...

01.03.2011 Правительство Свердловской области: К 1 октября 2011 года муниципалитеты должны перейти на расчеты через ОАО «Региональный информационный центр»

УрБК, Екатеринбург, 01.03.2011. К началу нового отопительного сезона все коммунальные платежи в Свердловской области ...