«Вечерний Екатеринбург» и Виктор Толстенко: Передел рынка коммунальных платежей?
На этой неделе снова широко муссируется идея областных властей создать так называемый Региональный информационный центр (РИЦ), которому будет вменён сбор платежей за коммуналку и передача денег поставщикам этих услуг. И якобы уже к следующей зиме новая «государственная» структура должна заработать на территории области повсеместно.
По мысли создателей и лоббистов РИЦ, эта организация если не разом покончит с практикой частных компаний, которые, «собирая с населения 90% платежей, перечисляют энергетикам не более 10—15%», что приводит «к росту долгов за топливно-энергетические ресурсы», то серьёзно положение выправит.
Трудно спорить с тем, что в Среднеуральске во многом из-за нечёткости и непрозрачности системы взаимоотношений в ЖКХ жители получали за одни и те же услуги по несколько квитанций — это звучало в региональном правительстве. В Реже, Алапаевске, Ирбите, Артёмовском, Краснотурьинске, Серове, Камышлове, Богдановиче, Каменске-Уральском и ещё ряде городов и весей огромные списки должников; сумма долга перед энергетиками доходила в области в прошлом году, судя по отчётности министерства энергетики и ЖКХ, и до 5—7 млрд. рублей.
Конечно, областное руководство просто обязано оказать информационную и организационную помощь глубинке, где с электронными системами проблемы и в бумажной отчётности не сильны. Не исключено, что по своей бедности в маленьких муниципалитетах стараются и попридержать собранную с граждан копеечку, прокручивая её, пока она не вырастет в рубль. И что надобно через государственный учёт и контроль приучить к порядку местные власти и работников ЖКХ — кто ж с этим спорит?
Вопрос возникает по поводу Екатеринбурга, где, по данным городской администрации, подтверждённым тем же министерством энергетики и ЖКХ области, в начале текущего отопительного сезона «благодаря работе Единого расчётного центра (ЕРЦ) в адрес поставщиков топливно-энергетических ресурсов направляется 100% платежей, взимаемых с населения». Управляющие компании распоряжаться ими, как хотят, не могут. То есть в отличие от глубинки ЕРЦ столицы Урала вполне справляется с задачей связующего звена в цепочке жители — управляющие компании — энергетики.
Более того, ЕРЦ за многие годы сложился как структура, реально исполняющая целый комплекс иных электронных и информационно-организационных услуг населению и организациям. Один их перечень займёт, пожалуй, всё место, отведённое для этого материала. Напомню лишь, что кроме регулирования платежей по ЖКХ, ЕРЦ занимается также и большой программой обеспечения компенсациями екатеринбургских льготников — и сбоев тут тоже не замечено. А вот РИЦ пока что может, по оценке несомненного эксперта — заместителя директора ЕРЦ Елены Бересневой, «предложить только 10% от услуг екатеринбургского ЕРЦ».
Однако именно ЕРЦ Екатеринбурга предлагается «влить» в РИЦ, или «поставить на платформу» вновь образуемого «продукта». Эту идею в коридорах областной власти неустанно озвучивают, хотя, по словам той же г-жи Бересневой, «никаких официальных предложений о сотрудничестве» от областной компании в ЕРЦ не получали. Впрочем, как можно «заставить» коммерческую организацию «влиться» в ряды другой коммерческой или государственной структуры? Только заинтересовав чем-то, отчего пойдёт выигрыш, в том числе для клиентов компании, и при этом потребуется пройти сложный организационный путь, который не нарушит сложившийся ритм работы и не приведёт к нарушению обязательств перед партнёрами — управляющими компаниями, энергетиками, гражданами, etc. А заинтересовывать нечем. Властный же призыв, по сути, к переделу рынка коммунальных платежей в пользу явно сырого проекта способен нарушить, как это часто и происходило с неподготовленными идеями, всю систему.
Не случайно общественная палата Екатеринбурга, депутаты городской Думы стали задавать недоумённые вопросы: что за цель преследуют создатели РИЦ на фоне стройной системы расчётов, сложившейся в Екатеринбурге? Не лишними были и вопросы по поводу организационно-правовой формы создаваемой организации, до сих пор не ясны и методы её работы…
У многих складывается впечатление, что кому-то очень хочется «прибрать к рукам» екатеринбургские деньги. Понятно, что «заткнуть» дыру в коммунальных платежах в Гарях или Белоярском районе деньгами, собранными в благополучном Екатеринбурге, если те «крутятся» в едином котле, при «умелой постановке дела» труда не составит. Закавыка в том, что при формате РИЦ, который смутно обрисован, инвестиционная привлекательность сферы ЖКХ, итак невеликая, упадёт ниже плинтуса: монополист объективно не допустит конкуренции, а, как известно, только конкуренция подвигает к модернизации.
Так не лучше ли воспользоваться опытом екатеринбургского ЕРЦ для повышения информатизации и оперативности сферы ЖКХ всей области?