«РБК daily», Антон Бурсак и Анастасия Гаврилюк: Конфликт «Евросети» и «Связного» может уничтожить мелких ритейлеров
Соперничество «Евросети» и «Связного», выразившееся в борьбе за торговые точки, и резкое снижение цен могут заметно снизить число мелких ритейлеров. Как подсчитали в компании TelecomDaily, средняя цена телефона в салонах «Евросети» и «Связного» снизилась с ноября прошлого года с 4,3 тыс. руб. до 3,7 тыс. — небольшим компаниям в таких условиях не выжить. А глава «Евросети» Александр Малис считает, что плачевная судьба ждет и сам «Связной».
В «Связном» говорят, что эта точка зрения далека от истины: «За последние три года разница в выручке между нами и «Евросетью» сократилась практически в три раза, и наши компании в декабре—январе сравнялись, а в 2012 году «Связной» опередит «Евросеть» по этому показателю». «В январе мы заработали в два раза больше, чем планировали в бюджете. Чистый долг компании составляет 6 млрд руб. на 1 января 2011 года. Мы уверены в своих силах и доверии наших клиентов и партнеров, — сказали в компании. — На сегодня в 15 наших бывших магазинах обоснуется «Евросеть» (а не 30, 273 или 300). Мы не сожалеем об их закрытии. В основном это ларьки небольшой площади. Мы продолжаем открывать магазины формата галерей цифровых технологий».
«Мелкие региональные компании, вероятно, ждет волна банкротств, если уровень ценовой конкуренции сохранится какое-то значительное время, — рассуждает Денис Кусков, гендиректор TelecomDaily (TD), — в регионах, за вычетом Москвы и Санкт-Петербурга, у мелких игроков — в основном одиночных точек — по-прежнему около 20% рынка».
Несколько месяцев назад конкуренция между «Связным» (25% рынка, по данным TD) и «Евросетью» резко обострилась. «Связной» решился на резкое повышение цен, и «Евросеть» ответила. Затем компании начали борьбу за салоны друг у друга. С 14 февраля «Евросеть», по ее собственной информации, заполучила 273 салона «Связного» (см. РБК daily от 28.02.11) и намерена заполучить около 500 точек. «Никакие действия конкурентов, включая выходящие за рамки деловой этики, не повлияют на долгосрочные планы компании «Связной», — заявили вчера представители сотового ритейлера.
Успех магазинов «Связной» обусловлен не только их расположением, но и сильным, независимым брендом, профессионализмом персонала и уважительным отношением к клиентам. И совокупность именно этих факторов позволила «Связному» еще дальше оторваться от основного конкурента в 2010 году по показателю эффективности на торговую точку. «Несмотря на то что больше половины наших торговых площадей находятся на расстоянии нескольких метров друг от друга, эффективность средней точки «Связного» в 2010 году выше аналогичного показателя «Евросети» на 75%», — уточнили в компании.
Действия «Евросети» болезненно бьют по конкуренту. Большинство из уже перешедших под контроль «Евросети» точек расположены в небольших городах, а там есть одно максимально привлекательное место — центр города. Восполнить потери будет непросто, резюмирует г-н Кусков.
«Где «Связной» сможет найти средства на открытие 500 салонов, учитывая, что компания тратит на запуск салона больше в 1,5—2 раза, чем «Евросеть», и где сможет найти интересные и проходимые места, сказать пока сложно», — говорит он.