«Областная газета» и Татьяна Бурдакова: Поставили на счётчик
В этом году во всех многоквартирных домах должны быть установлены приборы учёта воды, тепла, газа и электричества. Не исполнившим это требование управляющим компаниям (УК) и товариществам собственников жилья (ТСЖ) грозят крупные штрафы.
Следует сразу оговориться: существует два вида счётчиков — общедомовые и поквартирные. Чтобы по минимуму выполнить требования, установленные 261-м федеральным законом об энергосбережении, достаточно оснастить дом коллективными счётчиками.
Но и в этом случае работы предстоит предостаточно. Как пояснил начальник отдела энергосберегающих технологий министерства энергетики и ЖКХ Свердловской области Александр Чистяков, средняя обеспеченность приборами учёта всех видов в муниципальных образованиях составляет 55 процентов. И то эта цифра обусловлена положением в Екатеринбурге.
По словам начальника управления жилищного и коммунального хозяйства администрации Екатеринбурга Владимира Гейко, городу осталось приложить совсем немного усилий до выполнения этой нормы закона.
— На сегодняшний день в Екатеринбурге общедомовыми приборами учёта тепловой энергии оснащены 86 процентов многоквартирных домов, электросчётчиками — 99 процентов, приборами учёта холодной и горячей воды — 95 процентов, — говорит он. — Мы одними из первых в России достигли таких результатов. Я уверен, что Екатеринбург выполнит требования федерального закона в срок.
Надо принять во внимание, что в областную статистику не вошли четырёх-восьмиквартирные дома с возрастом под семьдесят лет. Закон допускает оговорку: в разрушающихся двухэтажках нет смысла устанавливать общедомовые счётчики. Экономически это никогда не окупится, да и сами дома пора сносить.
Чтобы подтолкнуть УК и ТСЖ выполнить требования 261-го закона, российские парламентарии внесли изменения в Административный кодекс РФ.
— За пренебрежение нормами закона об энергосбережении предусмотрен штраф для должностных лиц в размере от пяти до десяти тысяч рублей, для юридических лиц — от двадцати до тридцати тысяч рублей, — пояснил Александр Чистяков.
По его словам, такие поправки в Административный кодекс РФ внесены в надежде на то, что под угрозой штрафа должностные лица из управляющих компаний или ТСЖ найдут рычаги воздействия на жильцов многоквартирных домов, не желающих платить за установку коллективных счётчиков.
Любопытный нюанс: у некоторых ТСЖ есть шанс получить от городского бюджета компенсацию части своих расходов на приобретение и монтаж приборов учёта.
— Если в многоквартирном доме, где действует ТСЖ, остались муниципальные квартиры, то городская власть готова профинансировать часть затрат на установку общедомовых счётчиков в той процентной доле, какая в этой многоэтажке приходится на неприватизированное жильё, — сообщает Владимир Гейко.
Однако львиная доля расходов лежит на плечах ТСЖ и управляющих компаний. Выложив из своего кармана значительную сумму, горожане обоснованно ожидают, что эти расходы как-то окупятся. Но не всё так просто.
— Счётчики могут стать как полезными, так и бесполезными, — поясняет Александр Чистяков. — Нужно смотреть каждую конкретную ситуацию по отдельности. Если, например, сами жители многоквартирного дома не настроены экономить воду или электроэнергию, то не стоит ждать какого-то уменьшения счетов от поставщиков ресурсов. Кроме того, схема внутридомовых сетей в российских домах не позволяет достичь какой-то существенной экономии по теплу.
С его точки зрения, несомненный плюс общедомовых приборов учёта в том, что они позволяют горожанам не платить из своего кармана за потери воды и тепла в уличных коммуникациях. Если в обычный норматив, начисляемый без показаний счётчика, такие случайные утечки включаются, то после установки приборов учёта жильцы обязаны заплатить только за ту воду, тепловую или электрическую энергию, которая была реально израсходована внутри здания.
Правда, тут есть один принципиально важный момент. Как уточнил Александр Чистяков, стоимость утечек воды, тепла или электроэнергии, произошедших в уличных трубопроводах или электросетях, ресурсо-снабжающая организация может зафиксировать как свои транспортные затраты. Эта статья расходов учитывается при вычислении себестоимости производства коммунальных услуг. А именно на себестоимость упирают ресурсоснабжающие организации в ходе своих переговоров с Региональной энергетической комиссией по поводу установки величины тарифов для населения.
Теоретически существует вероятность, что РЭК пойдёт навстречу поставщикам коммунальных благ и позволит им включить транспортные затраты в тариф. Тогда даже наличие счётчика не избавит горожан от необходимости платить за уличные потери воды, тепла и электричества. Как видите, реальная польза от приборов учёта в итоге зависит от степени принципиальности РЭК в том или ином регионе.