Новости партнеров
29.12.2010

Ксения Собчак: Если мы про по***ть, то мне достаточно людей, с которыми хочется общаться

Ксения Собчак встречает Новый год в новом качестве. Теперь она не только телеведущая, но и совладелец «Евросети», а кроме того ресторатор. О том, на что бы она потратила 150 млн долл., рекламных контрактах и бесполезности Twitter, Ксения Собчак рассказала корреспонденту РБК daily Елизавете Серьгиной.

Собчак угощает:

— Весной вы выступали на пресс-конференции «Евросети». Тогда мы впервые услышали о вашем приобретении. И тогда же вы сказали, что «пробуете себя» в бизнесе. По итогам года можно сказать, что проба прошла успешно? Намерены ли вы в будущем развиваться в этом направлении?

— Я не просто буду развиваться в этом направлении, я уже достаточно уверенно чувствую себя в бизнес-сфере. Ощущение того, что какое-то дело работает на меня без моего участия, мне (как человеку, который привык менять личное время на деньги) очень нравится. У меня, кстати, теперь не только этот проект. С недавних пор я успела стать совладельцем двух ресторанов империи Ginza.

— А кто был инициатором вовлечения вас в эти проекты?

— Ginza. Я знакома с основателями компании достаточно давно: выступала на корпоративных мероприятиях Ginza в Питере и в Москве. Сначала появился «Бублик». Потом ребята рассказали мне, что у них появилась идея сделать самый модный проект в Москве, и я согласилась. Кстати, я только что из этого ресторана, он называется «Твербуль». Свободных мест там уже нет: меня-то пустили чисто по знакомству.

— Первый проект «Бублик» имеет несколько другой формат.

— Да, это демократичный сегмент. Средние цены. Счет на человека без алкоголя где-то 300 руб. Невероятно дешево для Москвы, учитывая, что это полноценный ресторан с хорошими качественными продуктами, своей пекарней, невероятным десертным меню и всякими домашними вкусными вещами.

— Какое участие в создании этих заведений принимаете?

— Операционной деятельностью я не занимаюсь. Я акционер. Чем могу — помогаю. Например, PR-деятельностью. Устраиваю какие-то мероприятия, планирую PR-активность этих ресторанов. Но мое участие в бизнесе происходит только тогда, когда я чувствую, что это нужно.

— А сколько вы вложили в эти два проекта?

— В первый — около 1 млн долл. По второму проекту пока происходят доработки и порядок инвестиций пока не определен, поэтому раскрывать цифры, увы, не могу.

150 миллионов счастья:

— Вы как-то сказали, что для счастья вам нужно 150 млн долл.

— Ну где-то так, да, 150—200.

— А как вы рассчитали эту сумму?

— Здесь все очень просто. Этих денег должно мне хватить на хорошую квартиру в Москве. Часть я могла бы вложить в бизнес, а еще часть положить в какой-нибудь хороший швейцарский банк, и всю жизнь жить на проценты.

— То есть если вы получите эту сумму, вы будете готовы уйти с телевидения?

— Скажем так, получив эту сумму, я согласна больше никогда не радовать зрителя своим появлением на экране. Ну вот если бы я окончательно всех достала и все жители скинулись и собрали бы 150 млн со словами: «На тебе, Собчак, больше не появляйся». Я бы с превеликим удовольствием забрала деньги и ушла без вопросов.

— Ну с процентами в швейцарском банке понятно. А квартира-то вам зачем? У вас и сейчас вроде с жильем все неплохо.

— Нет, у меня есть прекрасная квартира — 200 метров. Но мне там тесно. Я хочу 600. И чтобы это был пентхаус, в самом лучшем доме в Москве. Вы же понимаете, кому-то жемчуг мелок, кому-то суп жидок. Чем больше зарабатываешь, тем больше желаний.

— Сейчас ваши доходы значительно ниже суммы 150 млн?

— К сожалению, да. Они у меня открытые — я плачу налоги, так что с этой суммой можно в любой момент ознакомиться.

— А если сравнивать ваш profit как совладельца бизнеса с тем доходом, который вы получаете на ТВ, будет ли существенной эта разница?

— Пока да, мои доходы как инвестора ниже. Но я могу сказать, что если так успешно будут идти дела какое-то длительное время, уровень моих доходов может даже сравняться.

Желанный миноритарий:

— В спорных ситуациях между акционерами «Евросети» вы как миноритарий на чьей стороне чаще выступаете?

— Я всегда на своей стороне.

— А предложения о выкупе акции вам поступают?

— Поступают. Часто в очень забавной форме. Мой имидж блондинки распространяется на бизнес. Мне очень часто — на дурака — звонят всякие люди и предлагают: «Ксения, вот мы слышали, ты тут акцию прикупила. Компания неплохая. А давай-ка ты нам продашь. Мы готовы даже и дороже ее купить, чем ты заплатила». Я, конечно, отказываюсь.

— А кто звонил, если не секрет?

— Звонили достаточно серьезные люди — известные бизнесмены. Наконец, я порадовалась, испытала на себе мужское внимание как настоящая бизнес-леди. Меня приглашают на ужин, обхаживают — может, даже и не с той целью, о которой я бы мечтала.

— А кто вам изначально предложил приобрести акцию?

— Мой друг Александр Мамут.

— А зачем — он вам сказал?

— Мы посчитали, что это будет целесообразно, учитывая наши планы на рекламную кампанию, которая тогда была намечена. Помимо моих собственных вложений были некие договорные условия о рекламе, которую мы делали совместно с «Евросетью».

— Когда вы приобретали эту акцию, как к этому отнесся «ВымпелКом»?

— Это согласовывалось без моего участия, поэтому отношение «ВымпелКома» мне неизвестно.

— Вы говорили, что как акционер планируете принимать участие в жизни компании.

— Какое-то посильное участие я, естественно, принимаю. Мы устраиваем акции в магазинах, в офисе. Я занимаюсь какими-то креативными вопросами.

— Вместе с Охлобыстиным?

— Да, но он все-таки на зарплате. Со мной несколько другая история. Кстати, о Ване. Для меня он в этом году стал открытием. Я знаю его много лет, но даже и не предполагала, что он такой увлеченный гаджетоман.

— А советы директоров «Евросети» вы как единственный миноритарный акционер посещали?

— Пару раз. В любом случае участвовать в каком-то оперативном бизнесе компании я не планировала. Для меня это все-таки финансовый проект. Если я куплю десять акций «Газпрома», вряд ли я после этого вместе с Миллером стану принимать решения.

— А с Ginza у вас доля больше? Вы там равноправный партнер?

— Нас в проектах Ginza трое. Мы имеем примерно равные доли — по 30%. Я, Вадим Лапин и Дмитрий Сергеев.

Стихийный менеджер

— Часто ли вам предлагают принять участие в капитале каких-либо компаний? По каким критериям вы отбираете проекты, принимая то или иное предложение?

— Мне действительно поступает довольно много предложений. От молодежных организаций, ресторанных сетей, интернет-компаний. Но берусь я только в двух случаях: если проект не требует моих личных вложений либо если предложение исходит от людей, которых я давно знаю и которым я доверяю, у которых есть некая рекомендация. Потому что я считаю, что садиться в лодку можно только с человеком, на которого ты можешь целиком положиться.

— Вы достаточно известная медиаперсона. Не было ли у вас предложений поучаствовать в создании собственного СМИ?

— Одно такое предложение было.

— Можете рассказать подробнее?

— Речь идет о глянцевом издании. Мне этот проект интересен, и я сейчас работаю над его концепцией. В будущем году надеюсь представить уже готовый продукт. Кстати, я выступлю не только как совладелец, но и как главный редактор.

— А если в качестве операционного менеджера вам придется сообщать людям негативную новость — сложно ли вам будет это сделать?

— Например, прийти и сказать: «Ребята, в этом месяце не будет зарплаты»?

— Ну да.

— Мне кажется, я довольно жесткий человек, во многом авторитарный и требующий системы во всем. Так что, думаю, с этим проблем не будет. Меня — как управленца — скорее беспокоит другая проблема: так называемая проблема стихийного менеджмента. У меня изначально есть ощущение, что люди не муд*ки, что они с первого раза все делают, если им что-то говорить. Но, к сожалению, в жизни бывает по-другому: указание раздал, а никто ничего не выполняет, то есть нужно каждый день самой за всем смотреть, все отслеживать, контролировать людей. С моей занятостью это, как вы понимаете, достаточно сложно.

— Вы сейчас исходя из собственного опыта говорите?

— В «Евросети» я проводила семинары с продавцами. Во время этих занятий я поняла, что далеко не все, что я советую, люди воспринимают. Чтобы все было так, как ты хочешь, нужно поехать на место и разбираться там. А потом еще дня через три наведаться снова и проверить, все ли делается так, как ты сказал. В российском бизнесе, к сожалению, другая модель не работает.

— А то, что вы известная медиаперсона, не помогает вам в управлении? Люди охотнее с вами работают?

— Ну где-то охотнее, где-то меня побаиваются. Слушаются — да. Но вы же знаете, как это бывает: кот из дома — мыши в пляс.

— Понятно, что в бизнесе вы прежде всего инвестор. Но проекты все же требуют некой вовлеченности в процесс. Пришлось ли вам из-за этого сокращать свой ТВ-график?

— Мне не то что бы пришлось. Я действительно снизила свою активность на ТВ, но этому только рада. Мне вот сейчас, например, звонили из одного издательства, которое составляет рейтинги медиаперсон. Я за этот год стала рекордсменом в номинации «главный труженик» или что-то такое. В этом году у меня было пять проектов: два ежедневных, три еженедельных. На самом деле это неподъемная история. В такой ситуации можно сойти с ума и начать разговаривать с видеокамерой, реагировать только на появление объектива. В грядущем году я хочу немного отдохнуть от этого графика.

Рекламная пауза:

— Вы давно и хорошо знакомы с российским бизнесом и неоднократно признавались, что вам импонирует Михаил Прохоров и Михаил Фридман. Из женщин есть какая-то персона, которая вам не менее приятна?

— Ольга Слуцкер. Она талантливый бизнесмен, пример для подражания.

— Вы не хотели бы поучаствовать в ее проекте — как известное медиалицо? Предлагала ли вам г-жа Слуцкер рекламный контракт?

— Это вопрос не ко мне, а к Ольге.

— А в целом насколько часто вы снимаетесь в рекламе? Недавно телеведущая Татьяна Лазарева очень нелестно отзывалась в своем блоге о съемках в рекламных роликах.

— Ну, если, как Татьяна Лазарева, рекламируешь творожок, может быть, у тебя и останется негативное впечатление. А если ты рекламируешь хороший известный бренд, то такого быть не может. Наоборот, нужно гордиться тем, что тебя выбирают лицом хорошего, известного бренда. Я сама снимаюсь в рекламе, но достаточно выборочно. Не хочу рекламировать какие-то там меха в Сокольниках или дешевые дезодоранты. Мне интересны технологии, инновации, Интернет. Вот, например, «Евросеть» — это компания, с которой мне приятно работать, — молодая, модная, активная, с креативным подходом к продажам.

— Кроме «Евросети», у вас есть крупные рекламные контракты?

— Да, у меня есть контракт с известным ювелирным брендом Gavella. Это украшения сегмента люкс.

— Вы упомянули Интернет в числе тех сфер, которые привлекают вас как медиаперсону. Но в отличие от многих своих коллег вы неактивны в социальных сетях. Почему?

— Ну а что такого в Twitter? Как поется в той известной песне, «Я не знаю, зачем нужен Медведу блог, Я уверенно знаю только одно, Каждую пятницу я в г*вно». Я человек в этом смысле очень циничный. Если мы про бизнес, то бизнес, по моему глубокому убеждению, должен приносить деньги. Активность в социальных медиа ничего не приносит. Если мы про поп*здеть, то мне достаточно людей, с которыми хочется общаться, писать им сообщения. Я не очень понимаю, зачем мне для этого нужны сотни муд*ков, которые будут заходить на мою страницу. Если завтра я пойму, что с этого можно что-то иметь, то я, наверное, буду это делать. Но пока не вижу смысла.

От Путина до Саакашвили

— Поговорим о политике. Зачем вам так нужно было взять интервью у Саакашвили?

— Мне кажется он дико интересный человек. Харизматичный политик. Я об этом интервью лично договаривалась целый год. Мне было интересно понять его позицию по абхазскому вопросу, истоки вражды с нашей страной...

— Истоки вражды с Канделаки.

— Нет, это скорее была шутка. Там есть масса интересных вопросов. Отклонение планов Медведева и Саркози, треугольник с Лукашенко.

— А как вас в Грузии приняли?

— Прекрасно. Нас везде водили два дня, без остановки.

— А в России как отнеслись к этой идее проведения интервью, учитывая конфликт государств?

— Ну я же прилетела в майке с Путиным — с моим любимым премьер-министром. Так что вопросов ко мне не было и быть не могло.

— Вы по образованию — политолог?

— Я специалист по международным отношениям. А вот аспирантуру заканчивала по специальности «политология». Изначально выбирала это образование как очень хорошее общее образование. Мне хотелось получить такое образование, сфера применения которого была бы максимально широка. И в этом смысле, я считаю, это был правильный выбор.

— А в политике сами себя попробовать не хотели?

— Кто знает, как оно сложится в будущем. Пока не сложилось.
Вернуться в раздел » Новости Партнеров
Материалы по теме
08.11.2011 Ксения Собчак отметила юбилей

Телеведущая Ксения Собчак отметила свой 30-й день рождения. Юбилей она предпочла отпраздновать не в России, а в Европе. ...

14.01.2011 «Ведомости» и Сергей Алексашенко: В России нет бизнес-образования

Один из читателей меня попросил посоветовать, где в нашей стране можно получить хорошее бизнес-образование… Начал ...

18.11.2010 Ксения Собчак останется акционером компании «Евросеть»

Ксения Собчак, которая приобрела в феврале 2010 года 0,1% акций компании «Евросеть», не собирается продавать свой ...

17.02.2010 Евгений Плющенко выиграл короткую программу

Олимпийский чемпион Турина Евгений Плющенко получил 90,85 балла за исполнение короткой программы, что является личным ...

15.02.2010 Ксения Собчак взяла интервью у Дмитрия Медведева

19 февраля, канал «Россия 1» покажет фильм Людмилы Нарусовой и Александра Габниса «10 лет спустя. Анатолий Собчак», ...