СвЖД подвела сегодня итоги работы в уходящем году. В компании признают обоснованность упреков со стороны бизнеса: вагонов для всех действительно не хватает. При этом металлургам и лесопромышленникам железнодорожники откровенно говорят, что изменить что-либо все равно не удастся, а значит и тратить время на написание жалоб особого смысла нет.
Напомним, реформа системы грузоперевозок по железной дороге, несмотря на оптимистические ожидания, лишь обострила целый ряд давно существовавших в отношениях грузоотправителей и перевозчика проблем.
В первую очередь дефицит вагонов коснулся предприятий лесопромышленного комплекса. Предприниматели заявляют, что их потребности удовлетворяются лишь на уровне 10%, заявки на подачу вагонов инвентарного парка не согласовываются, а частные компании-перевозчики и вовсе отказываются от заключения договоров на перевозку грузов. В итоге в начале декабря Свердловский областной союз промышленников и предпринимателей отправил письмо в адрес президента РЖД Владимира Якунина с просьбой помочь в решении сложной проблемы.
Свое видение данной ситуации глава СвЖД Владимир Супрун озвучил сегодня в ходе пресс-конференции по итогам работы в 2010 году.
Владимир Супрун признает, что и в его адрес поступает все больше жалоб с требованием выделения инвентарных полувагонов. В то же время, по мнению В. Супруна, заявления лесопромышленников о том, что владельцы собственных вагонов отказываются везти лес, не соответствуют действительности.
«Лес грузится назначением в регионы, из которых отсутствует обратная погрузка. При этом операторские компании включают в операторские ставки возмещение убытков от оплаты непроизводительного порожнего возврата вагонов. А грузоотправитель стремится отправить груз вагонами ОАО «РЖД» по фиксированному тарифу», — заявил глава СвЖД.
Железнодорожники упреки своим оппонентам традиционно уверенно возвращают, выдвигая встречные претензии.
По словам Владимира Супруна, ситуация с погрузкой обострилась в августе — сентябре, когда произошел резкий всплеск претензий к перевозкам продукции промышленных предприятий.
«Основная часть жалоб поступает от предприятий строительной и лесной отраслей. При этом практически ни одно предприятие строительной отрасли и лесного комплекса планов производства на 2010 год нам вообще не предоставляло», — уверяют в СвЖД.
Еще один упрек: предприятия якобы не принимают достаточных мер по сокращению непроизводительных простоев подвижного состава на своих путях. В итоге с начала года простои вагонов на путях необщего пользования по Свердловской области превысили технический норматив в 3,2 раза. При норме 14,33 часа фактический простой составил 45,63 часа.
«Это колоссальные потери. Тот же Кушвинский щебеночный карьер выплатил СвЖД более 3 млн. рублей штрафов за невыполнение норм простоя», — жалуется Владимир Супрун.
В СвЖД резюмируют: терять время на написание жалоб не стоит, целесообразнее побыстрее заключить соглашение с одной из операторских компаний, а таковых только в Свердловской области уже десятки. При этом якобы речь ни в коем случае не идет о доминирующем положении Первой или Второй грузовых компаний, на что нередко жалуется местный бизнес.
Временами позицию СвЖД промышленники называют едва ли не издевательской. В частности, железнодорожники рекомендовали партнерам поменьше отдыхать в праздники, обещая, что готовы вывезти их продукцию в новогодние каникулы. Впрочем, пока из 146 владельцев лесных грузов желание поработать в выходные изъявили меньше половины.
Похоже, что ждать лучшего в наступающем году свердловскому бизнесу не приходится: СвЖД во II половине 2011 года и вовсе избавится от подвижного состава, передав его специально созданным операторам.
Анастасия Упорова