Сергей Лапшин поставил точку в деле Банка24.ру
ОАО «Банк24.ру» сменит название, место регистрации и формат работы. Он перестанет быть универсальным банком и больше не будет заинтересован во вкладах. Все ресурсы проекта будут брошены на развитие комиссионных операций и экспансию на московский рынок. Даже доменное имя может быть изменено: банк уже купил имя internetbank.com.
С таким сенсационным заявлением на одном из популярных банковских форумов Екатеринбурга выступил пользователь, пишущий под именем «Сергей Лапшин». Известно, что председатель правления ОАО «Банк24.ру» часто использует форумы, в том числе указанный, для взаимодействия с общественностью, так что принадлежность указанных записей именно ему не вызывает сомнения у экспертов.
Причина переименования и смены места прописки — кардинальные изменения в рыночной стратегии финансовой организации. ОАО «Банк24.ру» откажется от универсальности в пользу нишевости. Одновременно банк расстанется со значительной частью своих клиентов, для того чтобы выйти на новые рынки, прежде всего — в Москву.
Таковы итоги двухлетнего периода «восстановления» после кризиса, постигшего Банк24.ру в 2008 году. Очевидно, Сергей Лапшин понял, что в прежнем виде банк существовать просто не может и ему необходимо резко менять концепцию присутствия на рынке.
Сергей Лапшин отмечает, что решение об изменении концепции существования банка он принял сам во время прошлогоднего отдыха на Мальдивских островах. При этом его решение не встретило сопротивления со стороны акционера банка — Пробизнесбанка и группы «Лайф», санировавших банк в декабре 2008 года.
«Основной момент — отход от универсализации. Ситуация на рынке складывается так, что за некоторые эксклюзивные вещи, которые требуют больших затрат, клиенты не готовы платить нормальные деньги. Если проанализировать услуги, которые предоставляет банк, то обнаружится, что работает правило Парето: 20% клиентов приносят 80% доходов. Видимо, с продуктовой линейкой происходит то же самое. То есть 20% услуг приносят 80% доходов. Поэтому сейчас нужно иметь мужество провести «прополку». Надо оставить те продукты, которые приносят доход, и убрать остальные, которые либо убыточны, либо ничего не приносят», — заявил Сергей Лапшин в интервью порталу «Банкир.ру».
«Мы отказываемся от вексельного подразделения. Также мы сокращаем те продукты, которые таят в себе высокие риски, особенно кредитные. Сейчас по-прежнему высоки риски в корпоративном кредитовании, при этом в последнее время этот сегмент приносит минимальную маржу», — отметил он.
«Процентные пассивы меня больше не интересуют. Мы выходим из корпоративного кредитования, непрофиля, инвестиционных проектов, векселей, ценных бумаг, «ситуаций» и конфликтов... Мы продадим не интересные для нас активы и за счет вырученных средств раздадим 2 ярда платных пассивов», — делится планами Сергей Лапшин.
Отказываться от непрофильных направлений банк рассчитывает постепенно, просто «выдавливая» неинтересных клиентов изменениями в тарифной политике. Так, одними из первых это почувствовали на себе вкладчики банка, столкнувшиеся с резким снижением процентных ставок по депозитам и остаткам средств на пластиковых картах. Это вызвало отток клиентов, который сам Сергей Лапшин только приветствует. По его мнению, ушли «ненужные».
В результате этих изменений должен получиться банк, ориентированный на оказание одной услуги — ведение расчетных счетов физических и юридических лиц с предоставлением некоторого количества попутных сервисов.
«Счета до востребования. То есть расчетные счета предприятий, расчетные счета частных лиц. Это могут быть карточные счета, интернет-счета физических лиц, расчетные счета предприятий и индивидуальных предпринимателей и т.д. И весь бизнес нацелен на то, чтобы доля непроцентных доходов, то есть комиссионных, постоянно росла», — отмечает председатель правления ОАО «Банк24.ру».
«В активах оставим и будем наращивать высокомаржинальные кредиты физ. лицам (потребы, карты), кредиты МСБ и оверы юрлицам», — конкретизирует свою позицию Сергей Лапшин.
Неслучаен в этом контексте и перенос головного офиса банка в Москву. Сергей Лапшин сообщает о том, что уже сейчас в банке открывается по 1200 счетов в месяц. В ближайших планах — довести эту цифру до 5000. Очевидно, что сделать это за счет ресурсов Свердловской области просто невозможно. Выйти на такие цифры можно только за счет гораздо более емкого столичного рынка. Очевидно, на него и делается основная ставка в развитии кредитной организации.
Екатеринбург для нового проекта Сергея Лапшина станет зоной периферийных интересов. Сам председатель правления банка прямо говорит о том, что намерен в ближайшем будущем закрыть несколько уральских офисов банка. Вполне возможно, что уже к концу следующего года в Екатеринбурге останется 1 или 2 представительства нового банка.
Кроме того, банк откажется от одной из своих главных особенностей — круглосуточной работы всех офисов. Именно поэтому придется уйти от ставшего привычным названия: цифра «24» просто потеряет всякий смысл.
Впрочем, эксперты не исключают, что ребрендинг и ренейминг — это еще и попытка оставить в прошлом негативный имидж проекта, закрепившийся за ним со времен финансового кризиса 2008 года. Смена названия позволит команде Сергея Лапшина начать работу с клиентами «с чистого листа».