Общественники и депутаты уверены: в Свердловской области, как и в России в целом, слишком мало внимания и средств уделяется развитию культуры. В условиях растущего дефицита бюджетов всех уровней власти все менее охотно тратят деньги на театры и фестивали, ссылаясь на невозвратность вложений. Между тем все чаще звучит тезис о том, что одним из следствий такого отношения становятся события, подобные скандальному митингу на Манежной площади в Москве.
Пока дискуссии продолжаются, ситуация с культурным развитием общества меняется лишь в худшую сторону. Сегодня министр культуры РФ Александр Авдеев назвал катастрофической ситуацию, при которой значительная часть жителей России вообще не имеет доступа к культурным институциям.
«38 миллионов человек не имеют возможности посещать кино, театры, музеи, библиотеки, так как живут в отдаленной сельской местности. Многие ни разу не слышали полноценного симфонического оркестра», — цитирует министра РИА «Новости».
В Екатеринбурге застрельщиком дискуссий на тему «власть и культура» часто становится драматург Николай Коляда. Известно, что Николай Коляда несколько лет пытается добиться от региональных и местных властей здания для театра, однако пока успехи в этом благом деле, несмотря на все обещания чиновников, сложно назвать существенными.
Напомним, губернатор Свердловской области Александр Мишарин публично пообещал построить новое здание для театра. Данные намерения в своем интервью ИАА «УралБизнесКонсалтинг» подтвердил и областной министр культуры и искусства Алексей Бадаев. Причем чиновник уверен: жалобы Николая Коляды на невнимание к его проблемам преувеличены и проблемы его не так уж масштабны.
Немало споров идет и о судьбе всероссийского фестиваля «Коляда-Plays». Очевидно, что это культурное мероприятие при должной поддержке может стать событием мирового масштаба, вывести Екатеринбург на позиции одной из театральных столиц Евразии. Но город и область раз за разом упускают свой шанс. В областном правительстве прямо говорят: для того чтобы претендовать на дополнительные средства из бюджета, этому мероприятию нужна более внятная концепция.
Опрошенные УрБК деятели культуры, общественники и представители власти с оценками чиновников не согласны.
По мнению арт-директора Центра им. Мейерхольда Павла Руднева, человека, столько сделавшего для региональной культуры, необходимо поддерживать.
«Тема Николая Коляды заслуживает внимания. Сколько можно самому известному театральному человеку Екатеринбурга существовать в подвешенном состоянии, без гарантированной крыши над головой, с ежегодным опасением, что здание отнимут? Частные театры в России не могут существовать без какой-либо минимальной поддержки государства, это необходимость», — полагает Павел Руднев.
К творческим людям в России вообще относятся как к попрошайкам, напоминает кинодраматург, редактор ТВ-проектов кинокомпании СТВ Александр Архипов, надеясь, впрочем, что ситуацию можно исправить.
«Культурные проекты в понимании многих чиновников — это строчка в бюджете, за которой они видят только расходы, невозвратные деньги. К творческим людям относятся как к людям с протянутой рукой. Я надеюсь, что момент не упущен, хотя недавние события на Манежной, по-моему, это очередной показатель просто катастрофической деградации нашего общества», — говорит кинодраматург.
Депутат свердловской Областной Думы Андрей Альшевских считает, что на сегодняшний день министерства, в том числе — культуры и туризма, в большей степени выполняют статистическую функцию: ведут учет, распределяют и перераспределяют бюджеты, но конкретных мер не принимают и не участвуют в развитии своего направления деятельности.
«На культуру вообще выделяются средства по остаточному принципу, в результате мы получаем ситуации сродни конфликту на Манежной площади в Москве», — вторит депутат драматургу.
Известный уральский общественник, учредитель музея Невьянской иконы Евгений Ройзман не исключает, что в случае, если Николай Коляда устанет обивать пороги ведомств и уедет в Москву, свердловская культура понесет крупную потерю.
«Николай Коляда — как элемент некоей общей мозаики на культурном поле Свердловской области: всего один камешек стоит убрать, и она уже не будет такой цельной и полной, как раньше. Владислав Крапивин уже уехал, так как ему тут было трудно заниматься своим творчеством. Уедет Николай Коляда, уедет Владимир Шахрин, уеду я — кто останется?» — задается вопросом Евгений Ройзман.
Также активно обсуждается проблема дополнительного финансирования ежегодного фестиваля, устраиваемого Николаем Колядой. «Коляда-Plays» как культурный проект практически не имеет аналогов в России и может принести области серьезные дивиденды, стать своего рода лицом региона не только на российской, но и на мировой арене, полагает Александр Архипов. По его словам, фестиваль гениально придуман с маркетинговой точки зрения, так как одним из условий участия в мероприятии является постановка пьес Николая Коляды или его учеников.
Конечно, уже принятые бюджеты области и города можно пересмотреть и внести в них поправки с целью увеличить финансирование сферы культуры. Но, как признает Андрей Альшевских, такого рода решения в настоящее время реально принимаются не депутатами, а исполнительной властью. А она уже не первый год обещает Николаю Коляде свой театр.
Валентина Попова