Один из старейших телеканалов Свердловской области радикально меняет сетку вещания. «4 канал» отказывает в эфире большей части программ, производимых городскими продакшн-студиями, и передает эфирное время сетевому партнеру — федеральному телеканалу 7ТВ. Руководство «Четверки» уверено, что переориентация поможет каналу поднять рейтинги, а производители программ оперативно ищут себе новое пристанище.
С 1 января 2011 года эфирного времени лишатся продакшн-студия «ПИ-АРмия» (программы «Мельница», «Строим вместе»), продакшн-студия «Финансист» («Жизнь в стиле Wellness», «ОТК. Отдел товарного качества») и другие региональные производители телеконтента. На сегодняшний день в эфир городского канала выходит около двух десятков программ местного производства, собственных детищ в разы меньше: «Новости», «Утренний экспресс», «Стенд», «Итоги недели» и «Ценные новости».
Неожиданный отказ от целой группы постоянных клиентов на «4 канале» называют необходимостью и рассчитывают на зрительские дивиденды уже в ближайшем будущем. Правда, о том, как именно изменения скажутся на финансовой стороне телевизионного бизнеса, пока стараются не говорить.
«В 2011 году у нас будет изменена сетка. Изменения никоим образом не коснутся программ собственного производства. Единственное заметное для зрителя изменение — у нас уйдут из эфира некоторые программы, которые делают продакшн-студии и размещают на канале за деньги, такие как «Мельница», «36.6», «Шкурный вопрос». Есть и исключения: например, программа «Служба спасения «Сова» у нас остается. Информационная линейка, «Бизнес сегодня», как и «Бюро журналистских исследований», которое делает Роберт Карапетян, тоже останутся», — сообщила директор «4 канала» Алена Вугельман.
Взамен исчезнувших программ появятся телесериалы, предоставленные партнером — 7ТВ. Полный пересмотр сетки вещания произойдет уже после новогодних каникул, 11 января 2011 года, до этого времени будет действовать специальная праздничная сетка.
«Мы тоже заинтересованы в том, чтобы наша доля и наши рейтинги были выше. Если продукт, который предоставит нам 7ТВ, даст хорошие цифры и привлечет больше зрителей, — это в наших же интересах», — отметила директор телеканала.
Коллеги по бизнесу поддерживают мнение Алены Вугельман, напоминая, что сотрудничество с продакшн-студиями — во многом лишь наследие прошлого века.
«Свердловский продакшн сегодня имеет запредельно низкое качество и на самом деле только мешает. Он приносит какие-то небольшие деньги и чаще всего размещается по личным договоренностям. Но каждая программа продакшна роняет рейтинг любого канала», — озвучил общее отношение к коммерческим эфирам эксперт телевизионного рынка, пожелавший остаться неназванным.
Впрочем, судя по всему, решение руководства «Четверки» не является полностью самостоятельным. С тех пор как в декабре 2009 года телеканал стал сетевым партнером 7ТВ, в его работе начали происходить кардинальные изменения. Сначала они коснулись мелкого сегмента — небольших и непопулярных программ, а также фильмов, теперь предоставляемых москвичами. Меньше чем через полгода, 1 апреля, «4 канал» навсегда ушел со спутникового вещания, впрочем, в крупных городах его смотрят при помощи кабельного телевидения.
В конце октября 2010 года 7ТВ объявило о предстоящем ребрендинге и изменении концепции развития.
«Мы решили делать канал с обещанием: «Развлекаем с пользой». Наша задача — помочь зрителю не только отдохнуть, но и узнать что-то интересное, полезное, новое. Что принципиально, мы не собираемся становиться каналом-ментором, мы говорим прежде всего о развлечении», — заявлял тогда генеральный директор канала Константин Лиходедов.
Независимые производители Екатеринбурга происходящим, мягко говоря, не удовлетворены. Как сообщили УрБК в продюсерском центре «ПИ-АРмия», предстоящие изменения, скорее всего, вызовут сложности в работе компании.
«Нас уже уведомили. Естественно, я приняла эту новость, ведь она не нарушает договорных отношений. Как продюсер я думаю, что, возможно, это решение «4 канала» удовлетворяет их бизнес-задачам, но по-человечески, как телезрителю, мне непонятно. Это был наш канал, который ассоциировался с Екатеринбургом. Убрать оттуда такой пласт местного контента, наверно, немалая потеря для информационного пространства города», — полагает генеральный директор «ПИ-АРмии» Галина Палиброда.
Оставшиеся без выигрышной площадки продакшн-студии уже ищут вариант размещения ставших бездомными программ на других каналах, утешая себя тем, что цены «Четверки» не всегда были адекватны и за эти деньги можно найти приемлемые варианты размещения. Рассматриваются и варианты — площадки в сети Интернет, кабельных сетях и IPTV.
Руководство «4 канала» даже о предполагаемых размерах финансовых потерь пока предпочитает не говорить.
Анна Шабалина, Антонина Курносенко